Источник: Блог автора
Однажды некая женщина пришла ко мне с просьбой окрестить ее ребенка. У нас на приходе принята предварительная подготовка крестных и, если крестятся в сознательном возрасте, крещаемого. Я спросил о возрасте ребенка, оказалось, что ему 16 лет. Я объяснил, что перед крещением следует некая подготовка с посещениями богослужения и собеседования. Она категорически отказалась и дала понять, что сын не захочет приходить в Церковь. Я удивился и ясное дело поставил обязательным условием посещения, хотя бы один раз богослужения. На что прослушал целую лекцию о том, как она понимает крещение, и что пока тот соглашается, нужно его крестить.
Разговор окончился ничем. В конечном результате, подросток был крещен в другой церкви, где такой подготовки нет. Вопрос! Как вы думаете, было ли для этого юноши полезным крещение?
Если молодой человек сознательно не желает жить по христиански, но просто хочет креститься, зачем не известно, как вы считаете, можно его крестить или нет? Не будет ли это поруганием Таинства?
Но прежде чем продолжить разномыслие, приведу один интересный отрывок из жития прп. Макария Великого. В нем повествуется о том, как идя по пустыне, преподобный увидел человеческий череп, лежащий в песке. Он подумал о том, что интересно бы знать, кем был умерший. Святой прикасается своим посохом к черепу и ему является дух этого человека.
– Кто ты? – спрашивает подвижник.
– При жизни я был языческим колдуном, много сделавшим людям зла и много похулившим Творца, за что и брошен в глубины ада – ответил дух.
– А есть ли там кто, кому хуже чем тебе?
– Ниже нас, язычников, находятся христиане…
– Но в чем их вина? – недоумевал старец.
– Они, приняв святое Крещение, продолжали жить как язычники. Много греша, никогда не каялись, церкви Божьи обходили стороной. Называя себя христианами, делами порочили Христа. Вот за это и были низвергнуты на дно ада.
А не делаем ли мы, священнослужители, медвежью услугу этим неразумным, которых, наверное, следовало бы сначала научить, а потом крестить? Будем честны, большинство наших крещеных, в конце жизни оказываются именно этими, которые вспоминаются в житии. Не будем полемизировать о том, откуда мы знаем. Это не тот разговор, но просто задумаемся о том, что мы делаем и какую ответственность берем на себя и возлагаем на тех, кого крестим.
Многие священники превратились в требоисполнителей, которые даже не пытаются вложить в человека нечто, что от нас, как священников, требуется. Произошел обряд, все довольны. Батюшка в карман “денюшку”, остальные с исполненным долгом домой за стол. Эта ситуация банальна и стара как мир, но последствия такой халатности удручающи и видны сейчас. Если, например, 25 лет назад всех подряд крестили потому, что наконец церковь получила свободу, и человек смог также свободно прибегать ко крещению, то сегодня этот порыв уже исчерпал себя. Если тогда многие приходи к купели с искренней верой и жаждой новой жизни, то сегодня приходят с пустым традиционалистическим потребительски-суеверным посылом.
Современное поколение духовно умирает и причиной этому в том числе стали те же священники, которые 25 лет назад крестили всех желающих, но не давали того, чего та душа просила – новой жизни во Христе. Понятное дело, что требовать в те времена особых богословских высот было нельзя и кадры среди духовенства оставляли желать лучшего, но как минимум, основной толчок к настоящей церковности они должными были дать, опираясь хотя бы на свой опыт. Но увы, тогда этого в большинстве не произошло. Все утихло.
Многие крещеные, не найдя живого толчка среди уст священства, нашли его подобие среди сектантства. Так и получилось тогда, что вместо нас работу воцерковления провели сектанты, но только не в православную церковь.
Вот так вышло, что с тех пор тянется эта страшная тенденция, что крестить всех надо, а вот оглашение, по желанию и то, если не к спеху. Практика говорит о спехе и отсутствии желания. Весь ужас мало заметен, потому что никто серьезно не вглядывается в глаза и не интересуется мотивацией приходящих креститься. Спрашиваем «Веруешь?», отвечают «Верую», только во что и в кого. «Хочешь креститься?» «Хочу!». Вот как на базаре: «Хотите выиграть в лотерею?» Но когда наступает момент, что надо что-то сделать, быть готовым к решению, вот тогда все и обнажается. Ярким примером этой болезни и явилась героиня моего разговора.
Понятное дело, она пришла с ходатайством о крещении не ради веры в Бога, но ради псевдо-религиозной мистики. И в конечном результате, вход в церковь т. е. крещение, превратилось в обычную магическую традицию без смысла.
Как можно при таком поголовном потребительском отношении построить приходскую общину? Если человек креститься, то священник просто обязан брать крещаемого и воцерковлять не только обрядово, но и по всем правилам христианства. Наша лень привела к тому, что люди считают ненормальным, когда их заставляют перед крещением выучить «Отче наш». Мы сами себе разрушили возможность приводить людей к вере и тем более к Церкви. Крестился человек и думает себе, что долг перед Богом исполнен, можно расслабиться и жить как хочешь, «я же крещеный».
Не идут в храм, потому что момент упущен. Надо было сразу ловить возле купели и обращать не скучными проповедями о том, когда и какие молитвы читать, а живыми проповедями о Христе.
Приучили народ к церковной магии, вот он и думает, что крещением изгоняются порчи, сглазы, ребенок будет легче спать, ну а Царствие Небесное гарантировано. А нет, чтобы перед крещением сказать, что крещение – это рождение в Церкви, восхождение к Богу. Что если не будете ходить в храм, то крещение будет в суд и осуждение. И чем страшнее об этом говорим, тем более запоминается.
Мало оглашения непосредственно перед самим Таинством. Неужели вы думаете, что за те несчастные полчаса, крестные все услышат и поймут? Неужели есть еще иллюзия о нашем красноречии и открытой чистой души слушающих? Да, большинстве слушают только из остатка приличия, а сами думают о том, чтобы побыстрее все закончилось.
Всем понятно, что проблема есть, но вот только почему она не решается, вопрос остается открытым. Скорее во всем виноваты мы своим нерадением. Но если это хоть капельку понимаем, то давайте возрождать оглашение. Давайте не оправдывать свое нерадение отмазками типа: «А если умрет, то что тогда» или «авось». Давайте не забывать, что Бог есть, и Он решает лучше нас кому и когда умирать.
Если таких отговорок не было в ранехристианских практиках, то почему они возникают сейчас. Если тогда оглашение длилось около года, и никто не паниковал, все отдавали в руки Божии, почему мы сейчас боимся хотя бы два раза встретиться с крестными и отложить крещение на малое время.
Честные люди ищут не тех врачей, которые только справки выписывают, но тех, кто лечат. Причина не в страхе, причина в злобной привычке пускать все на самотек, но от этого больше проблем чем от попыток бороться за свою паству.