Почему люди расцерковляются и уходят из Церкви? Откуда берется ощущение отсутствия Бога или Его благодати? Как сохранить духовное равновесие и вывести корабль шторма из бури неверия – попробуем поразмышлять вместе.
В поисках благодати
Статью захотелось написать по ряду причин. В течение нескольких лет среди некоторых знакомых и уважаемых мною людей, образованных, думающих, достойных, замечал тенденции к охлаждению к церковной жизни переходящие в откровенное отрицание ее благодатности. Все начиналось с недовольства приходским укладом, снежным комом вбирая в себя растиражированные в сети болячки РПЦ, вырастая в несогласие с политикой патриарха и сомнением в его легитимности. Появилось движение непоминающих. Все громче заявляют о себе «расцерковители», принимая спасательный жилет догматов-обрядов-таинств-уставов за «бремена неудобоносимые». Кто-то и вовсе заявляет, что Бога в Церкви нет. Или нечто страшнее. Что происходит?
Архимандрит Софроний (Сахаров) выделял три периода христианской жизни: «Начальный — первая благодать, второй — отнятие благодати ощутимой и предоставление человеку проявить свое произволение, третий — возврат благодати уже в более совершенной форме как неотъемлемое достояние».
Благодать – это нетварная божественная энергия, проявление Бога в духе. Именно это проявление мы чувствовали, переступая порог храма в первые годы своей церковной жизни. Шло время, и нам стало казаться, что благодать куда-то ушла… Вот тут-то и начинается наша духовная жизнь, наш рост, период борьбы и подвига. Молодой организм растет и развивается почти авансом, беспечно, ест, пьет, бегает и прыгает. А потом наступает период, когда нам нужно поддерживать свое здоровье, бегать по утрам, ходить в тренажерный зал, выделять на прогулку специальное время, следить за диетой и чаще обращаться к врачу. И это труд, несопоставимый со временем бурного, свободного развития организма. Духовная жизнь имеет аналогичные принципы. Ее нужно поддерживать.
Почему Бог «отступает»?
Богооставленность – это, скорее, людское ощущение личного состояния, нежели фактическое положение дел. Бог есть любовь, Он нас никогда не оставит. А человек частенько позволяет себе забывать о любящем Отце.
«Он [Бог] Сам никогда не отворачивается, но мы удаляем себя от Него», – писал святитель Иоанн Златоуст. Архимандрит Софроний (Сахаров) подчеркивает в трудах, что время призывающей благодати, к сожалению, бывает коротким. За ним наступает та самая богооставленность, в которой мы начинаем чувствовать полную неуверенность в духовной жизни, колебаться, задаваться серьезными вопросами и сомневаться в правильности своего пути.
«В начале обращения к Богу и малые, и большие едва высказанные просьбы обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется, и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди — все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им… Страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия», – пишет отец Софроний (Сахаров) в книге о Силуане Афонском.
А дальше душа человека сталкивается, как «Титаник» с айсбергом, с его ветхой природой. Начинается жестокий бой рассуждений и убеждений о том, как жить дальше. И, увы, эпикурейская сущность постмодерниста, может взять верх. Зачем страдать? Если Бог меня любит, я взываю к Нему день ото дня, а ничего не меняется, может, это все миф? Или я оказался в сообществе не тех людей? Страдаю тут, понимаешь, накладываю на себя молитвенные правила и посты, а настоятель у нас жирует, очередную машину сменил… И закручивается целый маховик мыслей, постепенно переходящих в действия.
Отчание толкает людей на поиск истины «где-то там», в бесконечных паломничествах и в гостях у безвестных старцев, на просторах интернета и очень быстро натыкается на «тематические» сайты и баррикады блоггеров-смакователей церковных болячек. «Зде все готово» – отчаявшемуся, разуверившемуся, колеблющемуся христианину выверено подбрасывают нужные тексты. Смотри, что в Церкви творится! И человек, бессознательно ищущий виноватого, покупается на обертку. Вот кто виноват! Вот почему благодати в Церкви нет! И начинается новая эпопея в жизни христианина (дай Бог чтобы он им остался).
Вы, наверное, сталкивались с такими горемыками в своем окружении. Бесконечные разговоры о том, как все плохо. О том, что высшее духовенство в ереси и пора валить – в раскол или другую, чаще всего весьма сомнительную иерархию. Все цитирование Священного Писания, святых отцов и церковных правил заточено на «обличение» священноначалия, братьев и сестер, а также подтверждение скорого конца света. Никакого просвета и мрачный дух безнадежности медленно обволакивает. А иные просто уходят из Церкви. Или в другие деноминации, или…
Бог всегда с нами
Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10:22). Эти евангельские слова как бы намекают нам, что путь христианина простым не будет, по умолчанию. Мы слышим и другие слова: многи скорби праведным (Пс. 33:20). То есть тем, кто стремится к Богу. С нашими бесконечными протестами мы похожи на митингущих коммунистов.
Да, у Церкви есть проблемы и болячки. И сейчас, похоже, Церковь пребывает в серьезном кризисе.
Но что такое «Церковь»? Тело Христово. Собрание христиан. Это и мы с вами.
Корабль, отправляясь в дальнее плавание, не избегает бурь, потерь, трудностей и лишений. А человек не становится человеком в комфортных условиях. Бог испытывает нас ежесекундно, закаляет, как обоюдоострый меч в огне. Когда нам кажется, что Господь оставил нас, на самом деле, Он ближе, чем нам кажется. Бог вырабатывает в нас стойкость, терпение, мужество, способность терпеть невзгоды и духовно возрастать. И у нас есть выбор: продолжить путь непростой, но верный, или же махнуть рукой, найти себе оправдание и выбрать, что полегче.
Корень проблемы расцерковления, расколов, бесконечного «обличительства» и ругательства Церкви, ухода из нее, лежит, не в последнюю очередь в этом столкновении идеала с реальностью. Когда розовые очки христианства, где все “няшно”, разбивает жестокий кулак обстоятельств. И вот на этой-то тонкой грани и куется христианин. Какой выбор будет сделан, когда вы примете удар судьбы руками тех, кто был для вас неким образцом для подражания. Броситесь плакаться в подушку и залезете в жж, оставить острый анонимный комментарий под постом очередного обличителя? Или выпрямитесь, усмехнетесь и достоинством продолжите свой путь к Богу, ощутив необъяснимые внутренние радость, свободу и бодрость духа?
Наша вера – не от мира сего. И мирские критерии оценок и принятия решения далеко не всегда верны для духовной жизни. Человек, ищущий себе оправдание, всегда его найдет во внешнем. Человек, ищущий Бога, всегда будет искать причину разрыва с Творцом в самом себе.