Где находится «наследство» Бога, как побеждать зло добром и почему обидчик – всегда жертва? Мы продолжаем цикл бесед о заповедях блаженства Иисуса Христа. В сегодняшнем материале изучаем третью заповедь блаженства «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
И на земле, и на Небе
В третьей заповеди Христос дает глубокое внутреннее наполнение ветхозаветным установлениям. Очередная ступень блаженства недоступна без восхождения на предыдущие и становится их следствием. Кроткими Бог называет подобным Ему:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»
(Мф. 11:29)
Господь освящает солнцем каждый день жизни человеческой цивилизации. Он не истребляет огненными молниями людей, ежедневно совершенствующихся в беззаконии. Во время ареста и крестного пути Христос прошел свой путь без вмешательства Небесного Воинства в дело Его физического спасения.
Поэтому и кротким можно назвать человека доброго и спокойного духа, который остается непоколебим под ударами гнева и несправедливости со стороны. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного» (Мф. 5:44). Христианские святые наперекор ошибочным представлениям общества о человеческих добродетелях в разное время показывали пример кротости и благожелательного отношения ко всем людям без исключения. Подобный дар Святого Духа не достигается сам по себе только внутренним желанием и решением: так, с сегодняшнего дня становлюсь кротким, яко овча!
Настоящая кротость становится совокупным результатом усилия воли, молитвы к Богу, размышлений и выходящим (или не выходящим – в зависимости от наполнения) мыслям, превращающимся в действия.
Например, на гнев можно не реагировать совсем, то есть, потушить желание симметричного (или «с горкой») ответа. Гнев можно потушить, разорвав шаблон «атакующего»: улыбнуться, сказать что-то доброе или увести конфликт в русло мирной беседы. При этом сохранив внутри покой, доброе расположение духа и доброе отношение к ближнему.
Людям такого духа, взглядов и поступков Христос обещает в наследство землю. Христианские толкователи расходятся в определении предмета «завещания Иисуса». Но в широком смысле речь идет и о мире людей, и о Небесном Царстве. Господь говорит о земле в Своей проповеди в контексте, известном иудеям: земля обетованная. Тот самый участок суши, данный в наследство Аврааму. Кроткие христиане в течение нескольких столетий без единого взмаха меча «унаследовали» Римскую империю, самое крупное, развитое и сильное государство своего времени. Православные племена славян Святой Руси стали русскими, расселившись на огромных пространствах Евразии.
Можно спорить о Христианстве европейцев, но миссия католиков, протестантов и англикан вместе с колонизацией значительной части земного шара разнесла весть о Воскресении Спасителя среди многих народов. В наши дни в мире крайне мало стран, в которых не было бы христианских общин. Но, конечно, речь Господа о наследовании земле есть и прообраз жизни будущего века: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот она, земля, которая ждет кротких.
Человек-колосок
Христианская кротость – «дикость» по меркам цивилизации горделивых материалистов. Она невозможна и нелогична в их системе ценностей, и является уделом неудачников. Стяжание, развлечения, достижение власти и славы среди себе подобных обычно сопрягаются с иными качествами. Правда, гонка за удовольствиями зачастую заканчивается истощением и выгоранием, и как тут не вспомнить о Боге? Набив шишек, человек понимает, что самолюбивый зверь внутри ненасытен, а вот кормилец замечает, что начинает скармливать амбициям и нездоровым желаниям себя самого.
Человек подобен колосьям пшеницы: он легко склоняется при малейшем дуновении ветра. Ветер – это мысли, идеи и мнения, оказывающие на нас влияние. Не раз писал, и не устану повторять, что Каинов страх перед Богом, толкнувший братоубийцу на попытку создать защищенное (непонятно, от кого или чего) место на земле, лег в основу цивилизации мегаполисов. Хищные города, волей или неволей, в их современном виде пытаются выглядеть жалким подобием рая на земле, где есть комфорт, медицина, возможности и безопасность. С точки зрения христианина, все это фикция, потому как от Бога не спрятаться. Но люди в наши дни перестали верить, что у них «волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29). Вера человечества в само себя и собственные продукты вывела новые законы, которые породили несметное количество проблем и принесли еще больше несчастий, чем прежде.
Новая система породила и новые правила игры: нет Бога, значит, все можно. Кротость больше не в почете. Но именно это качество так необходимо христианам в повседневности, чтобы показывать пример заражённым гордостью, тщеславием, ненасытностью, пьянством и блудом. Праведный Иоанн Кронштадтский описал внешний облик кроткого человека и его влияние на окружающих так:
«Посмотрите на лицо кроткого: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо, привлекательно!.. Глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. А взгляните на человека гневливого..: его лицо беспокойно, мрачно, безобразно; один взгляд на него иногда раздражает многих (заражая сердца, смотрящих на него, как бы ядом)».
Путешествие к Богу
Кроткий побеждает зло добром. Человеку бывает это трудно представить. Задели, оскорбили, или просто сказали фразу, неверно интерпретированную. Уязвленное самолюбие хочет отомстить. Оно уверено, что только жесткая реакция решит проблему. Что в итоге? Мир в душе потерян, обидчику нанесена рана (или нет), а человек в итоге проиграл собственной страсти. Поселившаяся в сердце кротость от внешних обид просто не пропустит в себя боль оскорблений. Ему жаль злонравного человека:
«Искушающий достоин помилования от искушаемого не потому, чтобы он делал это из любви, но как насилуемый и угнетаемый», –
священномученик Петр Дамаскин
Как вам такой поворот? Обидчик – жертва слабости, греха, поддавшийся, как пшеница на дуновение дьявольского ветра. Не от того ли в обществе так много вспыхивает конфликтов, что люди стали духовно слабы? Гордость и самолюбие не выдерживают даже замечаний. Ленты новостей пестрят заголовками о том, как одни люди стали жертвами других из торжества зла в сердцах. Насколько изранена, слаба, развращена, опустошена душа человека, который готов грубостью отвечать лишь на взгляд, ударом на слово и убийством на обиду?
Но очевидно, что такая поросль не сможет наследовать никакую землю. Неспособность контролировать свои эмоции и запустить сад души говорит о бесхозяйственности человека. Он не сможет достойно управлять ни своей жизнью, ни семьей, ни имуществом. Всем мы знаем, как замечательно работается в спокойном состоянии. И как невозможно сосредоточиться на работе при стрессах, гневе, недовольстве.
Третьей заповедью блаженства Господь приглашает нас в духовное путешествие в глубины своей души. Нам предстоит сразиться с полчищами страстей и собственных несовершенств, выдержать осады крепости души от людей и собственного предательства гневных помыслов… Но в конце пути Бог обещает нам достойную награду – землю, приготовленную кротким сердцем, добрым и миролюбивыми христианам.