Источник: Переправа.org
Слово «Промысл» в переводе с древнегреческого одним из своих значений имеет «совет». Совет Божий, который Господь подаёт человеку со свободной волей чаще всего в самые трудные и поворотные моменты его жизни. Каждому – свой.
Так и опытный терапевт не предлагает пациентам одно и то же лекарство и уж тем более не опустится до постыдной функции посредника между пациентами и фармацевтическими концернами, но, изучив данную личность и историю его болезни, подберёт нужный порошок в нужной дозировке для спасения страдающего.
Бог никогда не вторгается в свободу человеческой воли, но таким образом промыслительно меняет ситуацию индивидуальной судьбы, что в результате как бы высвобождается актуальность выбора – к добру или злу, к свету или тьме…
Промысел Божий
Причём, надо учитывать, что действие Промысла всегда грозно, а часто и мучительно для спасаемого. В Писании Господь прямо говорит: «Многими скорбями подобает внити в Царство Небесное». Современный наш легкомысленный и духовно невежественный век не любит Божьих советов. Не любят страданий отдельные люди, избегают их и целые народы. Вниз катиться куда как приятнее, чем в поту карабкаться наверх, преодолевая собственную немощь и сопротивление «духов злобы поднебесной».
Но ничего не сделаешь: Бог всему голова, Он «всё во всём», и Промысл Его действует как индивидуально, так и коллективно (на уровне государств и человечества в целом), слава Богу, независимо от благодушных настроений человеков.
Русский мир
Как однажды сказал мне митрополит Германский Марк, западная молодёжь и Западный мир в целом почти уже утратили желание и способность хотя бы немного утруждать себя пониманием духовной глубины и сложности окружающего пространства. Русский мир, с какой-то обреченной печалью в голосе сказал он, ещё сохраняет этот дар «различения духов». И на многочисленных встречах с молодежью и людьми старшего возраста, которые у нас живут в сущности в той же неолиберальной удушающей атмосфере, что и люди западные, я понял, что владыка Марк бесконечно прав.
Да, мы тонем в неолиберальной трясине. Но, видимо, не все и не совсем. Какая-то и, видимо, немалая часть народа «Третьего Рима», Промыслом Божьим удерживается от духовного самоудушения, готовясь, надо полагать, – через скорби и разочарования – к некоей важной миссии. К будущему, которое нас ждёт, но знать которое нам не дано.
В этом контексте только и можно объёмно и рельефно осознать то, что происходит с самим Западом, с нами (являющимися его ухудшенной копией) и, например, с Украиной.
Всё, что нам попускает свыше Промысл, это горькие пилюли, вырабатывающие в нас иммунитет к духовному растлению и оскотиниванию.
Взять ту же Украину: каким еще способом, кроме попущения Майдана, с его лживыми лозунгами, революционным угаром, горящими покрышками и тотальным обманом легковерного населения кучкой наглых крикунов и олигархов под западным покровительством, можно было за столь краткие исторические сроки объяснить братскому народу, что революция эта – дьявольщина, а Бендера и Шухевич всё-таки негодяи и убийцы? Никаким! Промысл всегда находит кратчайшие пути к цели. Сегодня 90 процентов украинцев получают интенсивный впрыск духовного антидота, болезненно разочаровываясь в былых грёзах и мифах. Процесс идёт неровно, но мощно. Результатом очень скоро станет то, что наши братья на Украине никогда уже больше не поверят лукавым посулам старушки Европы, обманувшей их везде, где только можно было обмануть, а заодно и будущим революционерам, которые, вероятно, уже строят планы новых Майданов. Трезвость воспитывается только воздержанием от дурмана и больше никак. Воздержание же есть результат осознания гибельности недуга.
Русское сознание
Кстати, и наше, российское советское прошлое является схожим антидотом, только растянутым на десятилетия. Он выбил из наших голов хмель коммунистического угара. Насколько эффективно выбил, можно судить хотя бы по тому, как буквально на глазах убывает вместе с уходящим старшим поколением вся «красная идеология». А неолиберальный этап, начавшийся в конце 80-х? Еще один антидот, впрыснутый Господом в русское сознание, чтобы оно, испытав все «прелести» свободного рынка, демократии, прав человека и т.д., никогда больше не соблазнялось этой либеральной чепухой, а понемногу вырывалась из сиреневого тумана былых заблуждений, отбрасывала всевозможные «выдумки от ума» (все эти «измы»), которыми, как терниями, обильно усеяно 19 и 20 столетие, вырываясь на столбовую дорогу действительного Русского будущего. Будущего, основанного не на симулякрах, а на вековечных наших ценностях – вере, красоте, справедливости, милосердии и гармонии с природой.