15 февраля Русская Церковь празднует Сретение Господне. Совсем недавно двунадесятое торжество стало еще и Международным днем православной молодежи. О событиях, истории и смысле Сретения – в нашем материале.
Ныне отпущаеши…
На 40-й день после рождения Исуса Христа праведный Иосиф и Пресвятая Мария принесли новорожденного младенца в Иерусалимский храм. Ветхозаветная традиция предписывала посвящать первенца Богу и давать за него символический выкуп. Иосиф и Мария пожертвовали в храм двух голубей.
Встречал младенца-Богочеловека и Его семью праведный и благочестивый Симеон. Согласно Преданию, во время перевода Священного Писания с древнееврейского на греческий язык, старец в книге пророка Исаии встретил слова:
«Се Дева во чреве приимет и родит Сына»
(Ис 7:14)
Праведный Симеон решил исправить «Деву» на «жену», посчитав такую формулировку ошибкой. Но старец был остановлен ангелом, который уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества.
Встретив родителей Богомладенца, Симеон взял на руки маленького Исуса и произнес знаменитые слова:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
(Лк. 2:29—32)
Они стали называться Песнью Симеона Богоприимца и вошли в состав православного богослужения, неизменно оканчивая каждую Вечерню.
В храме, помимо древнего старца, была и праведная Анна, служившая Богу постом и молитвой. Она также узнала Спасителя и рассказывала об этом людям, ждавшим пришествия Мессии.
А Симеон Богоприимец умер после судьбоносной встречи на 360 году жизни.
Когда и как праздновали Сретение?
Уже в IV веке службы Сретению торжественно совершались в Иерусалимской Церкви. К VI столетию праздник из Византии распространился по всем Поместным Церквам и стал двунадесятым. Особой почитаемости праздника предшествовали серьезные потрясения Второго Рима. При императоре Юстиниане Антиохию накрыло сначала землетрясение, а затем моровая язва. В 544 году после торжественной службы и крестного хода на Сретение бедствия в Византии прекратились.
Праздник относится одновременно к Господским и Богородичным, и богослужение его совершается с особой торжественностью. О Сретении Господнем встречаются упоминания в проповедях многих почитаемых православными святых, таких как Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Из Византии праздник пришел и на Русь. Но в крестьянской среде церковное событие не считалось большим событием и понималось как некое «преполовением» зимы, встречей зимы и лета. «На Сретеньев день снежок — весною дожжок» – одна из поговорок в среде русских земледельцев.
Древнейшие изображения событий Сретения на Руси относятся к XII веку. Фрески событий праздника сохранились в Кирилловской церкви в Киеве и церкви Спаса на Нередице в Новгороде.
Смысл праздника. Связь времен.
Славянское слово «Сретение» буквально означает встречу. Символически в лице праведного Симеона и младенца Христа встретились Ветхий и Новый Завет, человечество и Бог.
Важным фактом события выступает место встречи – храм Божий. Православным христианам и людям неверующим Сретение напоминает об исключительности дома Господня в человеческой жизни. Храм во всей своей архитектуре, убранстве, атмосфере и Таинствах выступает отражением Небесной Церкви. Евангельские события подводят человека к осознанию того, что нигде эта встреча души с Богом не произойдет так явно, как в Его Доме.
В наши дни праздник Сретение для всех – верующих и не очень – можно рассматривать как очередной призыв человечества к Богу. Господь ждет всех вместе и каждого в отдельности. Душа человека призывается «прийти и наследовать» вечную жизнь. И человек призывается именно в храм. Здесь видимый материальный мир соприкасается с вечностью. Этот евангельский посыл показывает и «своеверам», что церковь – это не просто архитектурное сооружение. Бог создал для человека специальное место, в котором на планете Земля с Ним возможно самое тесное соприкосновение.
Каждый православный праздник в буквальном смысле повторяет события, произошедшие 2 тысячелетия назад. Вне зависимости от времени происходит то самое соприкосновение с вечностью. Любой обратившийся ко Христу может в этот день соприкоснуться с Богом так же близко, как сделал это старец Симеон.
Феофан Затворник сравнивал душу человека без Бога со стружкой: завивается вокруг пустоты. Сретение – замечательный день в году, чтобы устроить встречу своей жизни с Господом.