• Впервые в истории самой престижной премии мира по звукозаписи номинирован на “Грэмми – 2019” регент от Русской Православной Церкви Владимир Горбик.

    За время более, чем 20-ти летней работы главным регентом Мужского хора Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Владимир Горбик записал около двух десятков дисков, которые стали известны в России, странах Европы, США, Канады и Австралии.

    Услышав его диски, американский бизнесмен Алексей Лукьянов и его супруга Екатерина Лукьянова предложили регенту Владимиру Горбику объединить усилия и создать Русско-Американский Музыкальный Институт имени Патриарха Тихона (ПаТРАМ) в 2013 году.

    Владимир Горбик

    Владимир Горбик и хоры ПаТРАМа записали два аудиодиска с известной звукозаписывающей компанией из Бостона “Саунд Миррор” (Sound Mirror) со звукорежиссером Джоном Ньютоном и продюсером Блантоном Алспоу.

    Первый диск “Хвалите Господа вси языцы” для Смешанного хора этого Института ПаТРАМ издан в 2015 году.

    Второй диск Владимира Горбика с Институтом ПаТРАМ, записанный в Саратовской Духовной семинарии по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и номинированный на “Грэмми – 2019” – это международный проект.

    В состав Мужского хора Института ПаТРАМа вошли певцы Мужского хора Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Саратовского Архиерейского хора под управлением Александра Занорина.

    Диск назван “Научи мя оправданием Твоим”, на нем записана духовная музыка Павла Григорьевича Чеснокова и он был издан известным американским издательством “Референс Рекордингс” (Reference Recordings) в мае 2018 года. По версии американского журнала “МюзикВеб Интернэшнл” (MusicWeb International) этот диск назван “Записью 2018 Года”.

    Вслед за этим знаменательным событием он получил номинацию на высшую награду премии мира “Грэмми – 2019” в категории “Лучшее хоровое исполнение”.

    О работе с маэстро Горбиком рассказывает Аарон Сет Ханиш – американский звукорежиссер и хоровой дирижер (штат Колорадо):

    — Каковы ваши впечатления от работы над записью диска Чеснокова в Саратове в июле 2016 года?

    — На самом деле, это был мой четвёртый крупный совместный проект с маэстро Горбиком. Я записал и издал его первый американский CD «Песнопения Святой Руси в Америке», что помогло познакомить Соединённые Штаты с его именем и мастерством. Это в том числе способствовало открытию Российско-Американского института имени Патриарха Тихона в США; в то время мы занимались созданием и записью совместного профессионального хора американских и российских православных певцов самого высокого уровня, какого только можно было достичь.

    Запись Чеснокова оказалась исключительной во многих аспектах. Будучи новым американским коллективом, мы выяснили, что издание качественного CD требует тщательного планирования и неусыпного контроля от начала до конца. Проект был прекрасно организован и осуществлён на всех его этапах — включая и запись, и выпуск тиража, и его распространение. Чудо, что такой молодой коллектив сумел так далеко продвинуться всего за три месяца!

    Всё в этом проекте было тщательно продумано. Процесс поиска места записи, а также отбора произведений и певцов, при том что мы координировали все наши действия и следовали указаниям издательской компании «Звуковое зеркало» (Sound Mirror), выигравшей премию «Грэмми», а именно — продюсера Блантона Алспоу и звукорежиссёра Джона Ньютона, — прошёл как нельзя лучше. Единственные мелкие проблемы, с которыми мы столкнулись, касались логистики; однако мы были готовы к тому, что это неизбежно, так что в итоге всё прошло чрезвычайно гладко.

    — Что Вы думаете о маэстро Горбике как о хоровом и симфоническом дирижёре?

    — Владимира Горбика я впервые услышал в 2013 году. Мне позвонил Бенедикт Шиэн, музыкальный директор Свято-Тихоновской Православной богословской семинарии в Пенсильвании, и пригласил на запись мужского хора под руководством маэстро Владимира Горбика, о котором я уже кое-что слышал, но ничего не знал из его музыки. Поскольку у меня было небольшое звукозаписывающее предприятие, то мне хотелось его задействовать, но я был по-настоящему изумлён, когда получил о маэстро Горбике и о его хоровых проектах в Москве более подробную информацию.

    Владимир Горбик

    Это оказался музыкант и дирижёр поистине мирового класса: он добивался такого звучания хора, о каком в Америке можно только мечтать. Сам я тоже хоровой дирижёр: мне доводилось и петь в некоторых отличных коллективах, и дирижировать ими. Но то, чему я стал свидетелем в российских видеозаписях маэстро Горбика, было беспрецедентно.

    Я немедленно позвонил Бенедикту и сказал ему: «Бенедикт, это музыкант мирового класса — и тут надо использовать наши ресурсы „на полную катушку“: парой микрофонных стоек мы здесь точно не обойдёмся!» Слава богу, мне повезло участвовать в этом проекте и как звукорежиссёру, и как издателю — всё прошло чудесно. Когда настал вечер концерта, я, на самом деле, ещё не знал, чтó Владимиру удалось сделать с певцами.

    Однако, услышав исполнение, я почувствовал, что у меня, так сказать, «отвисла челюсть», хотя я весьма придирчивый критик в плане хоровой звучности. У американских певцов я никогда не слыхал ничего подобного; более того, это были в основном знакомые мне певцы — я даже пел вместе с ними в семинарии и не только. Маэстро Горбик вывел этот хор на подлинно профессиональный уровень, недоступный американским православным церковным хорам ни с какой точки зрения (поверьте, я знаю, о чём говорю!), и американских записей из тех, что я слышал, которые соответствовали бы этому уровню, сегодня тоже нет.

    Маэстро Горбик обладает таким мастерством, что я сконцентрировал всё своё внимание на том, чтобы выяснить, как добиться того, чего добивается он. Я стал его студентом по классам хорового и симфонического дирижирования, я дважды или трижды приезжал к нему в Россию — пока, наконец, не переехал в Москву, с тем чтобы, среди прочего, иметь возможность петь с ним и учиться у него. Я упорно трудился в течение многих лет — и всё это время он был моим наставником.

    Как симфонический дирижёр Горбик также демонстрирует высочайший уровень. Его стиль и техника по-настоящему грациозны. Первое впечатление заставило меня вспомнить позднего Герберта фон Караяна, когда тот работал с Берлинским филармоническим оркестром; но чем дольше я обучался дирижированию, тем больше я замечал, что перенимаю приёмы маэстро Горбика. Они очень открыты и свободны, но при этом чрезвычайно точны.

    Аарон Сет Ханиш, звукорежиссер, хоровой дирижер

    Способ чувствования музыки маэстро Горбиком, а также передачу этого чувствования исполнителям выявляют не только великие классические, но и более современные произведения, которыми он дирижирует: например, песня Александры Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам…» Исполнив это произведение в своей прозрачно ясной манере, маэстро Горбик превратил откровенно советский гимн Сталинградской битве в молитву. Когда он исполнил эту песню со Столичным симфоническим оркестром во время своего дебюта в 2015 году, она сразу же завоевала сердца слушателей. Всем нам следует помнить тех, кто отдали свои жизни во время Великой Отечественной войны: даже мне — американцу, который лишь недавно узнал о величайших жертвах, принесённых Советским Союзом, чтобы изгнать нацистских оккупантов со своей земли. Душой я тогда был вместе с моими российскими братьями и сёстрами: эта музыка объединила нас!

    Всё что я когда-либо видел или слышал в исполнении маэстро Горбика проникнуто тем самым духом и светом. При этом он не впадает ни в унылую меланхолию, граничащую с депрессией, ни в пустовато-пошлую виртуозность: его подход — это как раз та самая идеальная «золотая середина», которая необходимая для наиболее правильного исполнения музыки, задуманной именно так, чтобы раскрывать душу композитора, вложившего её в свою партитуру.

    Горбик не вторгается в композиторский стиль со своей собственной интерпретацией: чтобы достичь этого, необходимо «смирить гордыню» — весьма непростая задача для нынешних профессиональных музыкантов (не говоря уже о преподавателях); но здесь, как я полагаю, духовные рамки, предписанные русской православной традицией, наоборот, помогают маэстро раскрыть именно те его качества, которые я отметил выше.

    — Как Вы восприняли новость о номинации CD «Научи мя оправданием Твоим» на премию «Грэмми»?

    — Ощущение, что это будет претендент на «Грэмми», было у меня с самого начала проекта. На самом деле, все мы, его участники, были в этом уверены. Однако я вовсе не хочу, чтобы мои слова прозвучали высокомерно, — как раз наоборот. Помимо этого, я также ассистировал в таких крупных и высоко оценённых проектах, как «Рахманинов: Всенощная» — альбом, записанный Хором Канзас-Сити и Феникса (лауреатом премии «Грэмми» 2015 года), — и альбом «Музыка России», записанный мужским хором «Иллюмини» из Сиэтла и получивший очень высокий рейтинг отдельно от альбома с записью «Всенощной» Рахманинова.

    Мне повезло сотрудничать с самыми лучшими исполнителями, и я помню тот опыт, который испытал при этом, — поэтому, когда я испытал схожие чувства в данном проекте, могу лишь сказать, что это похоже на лицезрение чуда. Между прочим, фотографии, сделанные в ходе этого проекта, я храню в папке под названием «Саратовское чудо», ибо я хотел, чтобы оно свершилось, — и хотел лично этому способствовать.

    — Какова ваша непосредственная роль в саратовском проекте?

    — Дело было так. В 2014 году маэстро Горбик связал меня с компанией «Звуковое зеркало», и с тех пор я ассистировал им в нескольких проектах: с Рахманиновым, о котором я уже упоминал; в проекте ПаТРАМа, который мы записали в Америке ещё раньше, — тоже замечательный CD: он называется «Хвалите Бога вси языцы»; — и ещё я как звукорежиссёр работал с Бьён Чжун Хваном, который был номинирован на «Грэмми» южнокорейским филиалом «Звукового зеркала» за озвучивание фильма «Одиссея Кавалии», снятом южнокорейской фирмой «Фэбьюлос филмз».

    Владимир Горбик со Столичным симфоническим оркестром

    Этот проект был четвёртой попыткой работы с компанией «Звуковое зеркало». Я пришёл туда, чтобы помочь найти помещение для записи CD; кроме того, я немного помог им с оценкой акустики разных церквей, в которых мы побывали. Когда проект был уже запущен, меня снова вызвали в Саратов для решения вопросов, связанных с логистикой; но поскольку я также знал их музыкальный стиль, то мог пригодиться издателю Блантону Алспоу. Кроме того, я ассистировал Джону Ньютону: пара лишних звукорежиссёрских рук никогда не помешает.

    Об этих людях следует сказать ещё кое-что. Джон и Блантон были исключительной командой из тех, в которых мне доводилось работать. Подобно тому, как маэстро Гробик оказался моим наставником в плане исполнения профессиональной музыки, Блантон и Джон раскрыли мне множество секретов, как сделать хорошую звукозапись. Работа с ними существенно изменила меня к лучшему — и они оба замечательные ребята! Я ощущал себя не просто частью этой команды, а буквально её «рабочим механизмом», без которого проект не состоялся бы. И такое ощущение я испытал именно благодаря им!

    30 января 2019 года в 19.00 в Малом зале Московской консерватории состоится концерт Столичного симфонического оркестра под управлением Владимира Горбика. Прозвучат Четвёртая («Трагическая») симфония Франца Шуберта и Первая симфония Феликса Мендельсона. Эта музыка, полная возвышенной лирики и драматизма, нечасто исполняется в России. 

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *