Обзор новостей: взгляд священника.
Сегодня в обзоре актуальных и обсуждаемых новостей: в Русской Православной Церкви предложили восстанавливать храмы для возрождения заброшенных деревень; Патриарх обеспокоен ростом языческих настроений; африканский король принял православное крещение на Афоне; о чем атеисты думают в окопе; нравственная аскеза и личный подвиг наших спортсменов накануне ЧМ по футболу.
Духовный анализ событий от протоиерея Алексея Яковлева.
В Русской Церкви предложили восстанавливать храмы для возрождения заброшенных деревень
НОВОСТЬ: Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион считает, что храмы в заброшенных деревнях необходимо восстанавливать, поскольку возрождение храма может вернуть туда и жителей.
“У нас есть очень много примеров того, что то или иное село или та или иная деревня погибали, все больше и больше домов пустели, люди оттуда уезжали, село пустело, а потом начиналось восстановление храма, вокруг этого проекта собирались люди, и люди начинали возвращаться в свои деревни”.
Архиерей отметил, что целый ряд храмов построен там, где когда-то проживали люди, а теперь там людей практически нет, и перед церковью встает вопрос, что с этими храмами делать.
“Так вот, позиция церкви состоит в том, что надо восстанавливать все храмы, и, если люди там сейчас не живут, это не значит, что люди не будут там жить, если храм будет восстановлен”, — сказал митрополит.
КОММЕНТАРИЙ: Как руководитель проекта “Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера” я целиком и полностью согласен с митрополитом Иларионом. Могу подтвердить это на опыте нашего проекта, который за двенадцать лет провел противоаварийные работы в 140 храмах и часовнях Русского Севера.
Только в прошлом году у нас отправилось 550 человек в экспедиции на Русский Север для возрождения и сохранения уникальных памятников деревянного зодчества. Мы являемся свидетелями того, что многие люди, когда начинает возрождаться храм, отказываются от идеи переезда в более крупные населенные центры.
С возрождением святыни все меняется – по-другому начинает восприниматься служение своему Отечеству, появляется надежда и возвращается жизнь. Мы знаем, что дух творит себе формы, и в нашей русской истории – возрождение видимое начиналось за возрождением духовным.
Например, великий русский подвижник преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрий Донского, и с момента победы на Куликовском поле началось освобождение от монголо-татарского ига. Так же и сейчас – сначала дух, сначала появляется смысл и только за этим возможно уже изменение материального, экономического состояния нашей страны. Когда я, как руководитель проекта, бываю в разных уголках Русского Севера я не вижу этих возможностей, но Богу все возможно.
Если появляется человек одухотворенный, который знает, что делает он для Бога, с Богом, что его труд не бессмысленен, что Господь утверждение и помощник его, то именно такому подвижнику и сопутствует успех.
Патриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев
НОВОСТЬ: “Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций […], становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку”, — заявил предстоятель Русской церкви на заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
КОММЕНТАРИЙ: Самое большое искушение, самая большая сила зла бывает в том случае, если она сопрягается с частью правды, с «кусочками» истины. Именно поэтому дьявол соблазнял Христа приводя цитаты из Священного писания. Он говорил: ведь написано, и приводил слова Священного Писания.
Неоязычество опасно именно тем, что оно эксплуатирует доброе чувство любви к своему народу и прививает некие мифы, сказки.
Язычество создает некую мифологию, фактически отрывая людей от тысячелетней культуры и истории. В этом смысле опасна игра на чувстве любви к Родине, любви к русскому народу.
Направление деятельности спортсменов, спецназовцев понятно – именно эти люди участвуют в силовых решениях вопросов, именно в этой среде так активно пропагандируется и распространяется неоязычество теми, кому это нужно, и кто в этом заинтересован.
Позиция Святейшего Патриарха очень важна. Мне тоже приходилось слышать разные сказки, басни – даже сложно поверить, что кто-то может серьезно это воспринимать. При этом люди реально отрываются от той силы, от той традиции, которая давала победу нашим предкам. Александр Васильевич Суворов говорил: «Молись Богу – от него победа».
По большому счету неоязычники не верят в своих идолов. Они не могут верить в те мифы, которые сами создают.
Язычество – это безбожие, потому что нет у них Бога.
Язычники сами отказываются от русскости, от настоящей русскости, о которой Александр Васильевич Суворов восклицал: «Мы — русские, какой восторг! С нами Бог!». Они сами уходят от той силы, про которую говорил Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде!».
В конечном итоге подобное состояние будет, безусловно, негативно отражаться во всех тех ситуациях, когда они должны были бы принести благо своему Отечеству. Даже в случае личной гибели человека язычество будет негативно отражаться в отношении его вечности, потому что у язычества нет вечности.
Африканский король принял Православную веру на Святой горе Афон
НОВОСТЬ: Африканский король крестился в православную веру на Святой горе Афон. Монарх получил христианское имя Давид. Крещение прошло в афонском монастыре Кутлумусиу.
КОММЕНТАРИЙ: Я мог бы посоветовать всем русским мужчинам побывать на Святой Горе Афон. Благодать Божия, настоящее монашеское братство, служение Богу – все это на святой горе чувствуется. Возможно именно поэтому наше духовенство, в частности, владыка Пантелеимон (Шатов), протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Владимир Воробьев и многие другие – стараются регулярно бывать на Святой Горе.
Вообще, это очень правильная традиция посещать монастыри, потому что они учат вечности. Когда мы посещаем монастыри, то и в нашей, земной жизни все становится на свои места. Возможно, именно это и случилось с африканским королем, который каким-то образом оказался на Святой Горе и, почувствовав Благодать Божию, принял такое решение.
О православии можно прочитать, а можно его созерцать, и Святая Гора дает удивительный опыт созерцания православия. Что замечательно – на Афоне живут православные совершенно разных наций, но объединенные одним духом.
Владимир Путин ответил на очень личные вопросы во время «Прямой линии»
НОВОСТЬ: В рамках «Прямой линии» Владимир Путин ответил на несколько блиц-вопросов. В частности, Путина спросили, когда он поверил в Бога.
«Это очень интимный вопрос. Но каждый человек рождается с Богом. Но просто все в разное время начинают это понимать. Когда во время ВОВ даже самые заядлые атеисты вставали из окопа и шли в атаку, я думаю, они думали о Боге», — сказал глава государства.
КОММЕНТАРИЙ: Возможно, Владимир Владимирович не случайно вспомнил о войне.
Несмотря на то, что сейчас прямых военных действий нет, но всем понятно, что Россия переживает очень ответственный момент определения своей будущей истории, своего места в истории.
Именно поэтому, возможно, Владимир Владимирович, который является тем, на ком сейчас вся ответственность за страну, именно так чувствует и понимает вопросы веры. Традиционно русские люди молились за своего государя и прочих правителей.
Хотя Владимир Владимирович не является императором или царем, но он является человеком, который несет колоссальнейшую ответственность и груз этой ответственности. Молиться за него, чтобы Господь ему помог, укрепил, умудрил нужно хотя бы из чувства элементарного сострадания или сочувствия.
Даже маленьким начальникам очень нелегко, а каково человеку, который несет на себе ответственность за историю нашей страны?
Патриарх перед ЧМ по футболу призвал спортсменов к “духовной аскезе”
НОВОСТЬ: Если проанализировать успехи спортсменов, их биографии, то там, где слава и тщеславие на первом месте, “жизненный путь всегда оборачивается неудачей”, считает патриарх Кирилл. Пока спортсмен стоит на пьедестале— все в порядке, а когда он перестает заниматься спортом — “внутренние амбиции начинают мучить человека, разрывать”, а духовной силы управлять собой нет.
“Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена. Особенно спортсмена выдающихся достижений. У него никогда не должно «крышу сносить»”, — отметил глава Русской церкви.
“Мы знаем, что чем выше подвиг — тем сильнее искушение. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти — задача непосильная, здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы (священнослужители — ред.) должны быть рядом, духовно помогая спортсмену, проходящему через такие изменения”, — добавил патриарх.
КОММЕНТАРИЙ: Если вспомнить советских спортсменов, то они сражались, боролись в первую очередь не за свои собственные интересы, гонорары и т.д. Спортсмены хотели принести славу своему народу, своему Отечеству и именно так и воспринимал их народ, как «наших», именно так за них и болели.
Возможно, об этом и говорит наш Патриарх – духовная аскеза подразумевает служение и подвиг. Во главу угла ставится не личная корыстная заинтересованность, а благо Отечества.
Именно так наши русские полководцы относились к своим победам – не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс.113:9). В этом плане народу радостно будет воспринимать наших спортсменов и наши победы. Это пример единения народа, для чего – как социальное явление –в том числе, и предназначен спорт.
Подготовила Лада Савонина