• 21 ноября Русская Церковь празднует Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Архистратиг Михаил на протяжении всей человеческой истории оказывался оружием Божественного вмешательства в мировые события и всегда являл свою помощь по молитвам верующих. О первом среди ангельского воинства и церковном празднике – в нашем материале.

    Архангел Михаил

    Святой архангел упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете и почитается не только у христиан, но и у мусульман и иудеев.

    Икона Архангела Михаила, преподобного Андрея Рублева, 1408 г.

    Имя Михаил в переводе с древнееврейского буквально означает вопрос: «Кто как Бог?».

    Когда Бог сотворил ангельский мир, Он установил среди них иерархию, во главе поставив Денницу. Когда будущий отец лжи возгордился и поднял восстание против Создателя, вопрос «кто, как Бог?» был задан сатане Архистратигом Михаилом, проявившем верность Господу. Архистратиг возглавил небесное воинство в битве против Денницы и восставших вместе с ним ангелов. Так мы узнаем о первой победе небесного полководца, который не раз придет на помощь людям.

    Имя Архангела Михаила упомянуто несколько раз лишь в книге пророка Даниила, но Предание гласит, что бесплотный заступник указывал израильтянам дорогу во время их исхода из Египта, помог Иисусу Навину сокрушить Иерихон, а осквернителя Иерусалимского храма Илидора поразил ударом копыт своего небесного коня.

    Кроме того, полководец Божественного воинства уничтожил 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба и спас отроков Ананию, Азария и Мисаила от сожжения в печи.

    В Новом Завете Архангел показан как решительный, но полностью отдавший свою волю Богу воин.

    Соборное послание апостола Иуды рассказывает о споре Архистратига с дьяволом о теле пророка Моисея. Люцифер пытался доказать свою власть над телом святого за убийство египтянина. По свидетельству апостола, Михаил не осуждал дьявола за высказывания, но говорил: «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9).

    В апокалипсисе Иоанна Богослова Архангел Михаил сражается с «великим драконом», которого небесное воинство в конце концов одолело и низвергло на землю с небес.

    Главнокомандующий Архистратиг Михаил

    Архистратиг Божий Михаил, фреска в храме

    Главнокомандующий – именно так переводится непривычное современнику слово «архистратиг» с греческого языка на русский.

    Подвиг Архангела в доисторический период предопределил его миссию – стоять на страже закона Божьего.

    Митрополит Макарий Московский называл Михаила оружием против дьявола, а сам Архистратиг в православной традиции всегда символизировал покровителя всех христиан, выступающих против сил зла.

    В апокрифах Архангелу приписывается роль судьи душ на Страшном Суде, что вылилось в почитание бесплотного ангела как защитника душ усопших. Именно Архистратиг Михаил возносил на небо души Пресвятой Богородицы и Авраама.

    Широкое почитание среди русских христиан Архангел получил и благодаря ряду чудес, связанных с его появлением в тех или иных исторических ситуациях.

    Чудесное вмешательство

    Архипп Херотопский из города Колоссы много лет служил алтарником в храме, построенном в честь Архангела Михаила одним из жителей города. Дочь мецената получила исцеление в источнике близ населенного пункта. Местные язычники питали злобу к Архиппу за праведную жизнь и однажды решили разрушить  храм, и убить праведника. Соединив рвом две быстротечные реки, злодеи рассчитывали на быстрое решение своего вопроса, но по молитвам Архиппа явился Архангел Михаил, ударил по скале железным посохом и вся вода, угрожавшая церкви и жизни благочестивого алтарника устремилась в расселину. С тех пор город так и стали называть Хоны, что переводится как «расселина».

    Волоколамский патерик описывает чудо спасения Великого Новгорода от нашествия хана Батыя в 1239 году. Архангел явился ордынскому хану и запретил захватчику идти на города. Позже Батый, оказавшись в Киеве, увидел на храмовой фреске изображение Архистратига Божия и воскликнул: «Вот кто помещал мне пойти на Великий Новгород!».

    Икона Архангел Михаил с чудесами, которые он явил

    В середине XVII века Россия вела войну с поляками под знаменем освобождения православных христиан на западнорусских землях. Зимой 1655 года Новгородский полк получил от государя новое знамя с изображением Архангела Михаила на золотом крылатом коне. Именно новгородцам было поручено штурмовать Брест, занятый, как предполагала разведка, небольшим польским гарнизоном. Однако во время штурма из-за неслаженных действий и тактических просчетов русское войско понесло большие потери и попало в окружение. Солдаты готовились к смерти и перед финальным сражением вознесли соборную молитву небесному покровителю полка – Архистратигу Михаилу. По рассказам поляков, когда русские пошли в атаку, над ними явился образ Архангела с огненным мечом. Вражеское войско было чудесным образом сокрушено в разы меньшим по количеству солдат полком новгородцев. В память о славной победе в Бресте был построен храм в честь Архангела Михаила.

    Народные традиции праздника Михайлов день

    На Михайлов день – как называли праздник на Руси – верующие люди шли в храмы на богослужения, а после устраивали праздничное застолье. Крестьяне загоняли скотину на зиму в хлева. До Рождественского поста оставалась неделя, потому Михайлов день мог становиться началом подготовки к заговенью. Верующие, как правило, в местах, где храм был посвящен Архангелу Михаилу, приглашали к себе домой священника отслужить молебен, а община могла организовывать масштабные крестные ходы.

    Верный Богу

    Архангел Михаил повергает дьявола,  картина Виктора Михайловича Васнецова, 1914 г. 

    Когда восстал Денница, Михаил задал один вопрос: «Кто может быть Богом, кроме Бога?». Это риторическое воззвание Архангел Михаил адресовал зазнавшемуся предателю и тем самым уже одержал победу, приведя дьявола в замешательство, показав ему ничтожность и бессмысленность миллионов горделивых намерений.

    Михаил обнажил меч и повел ангелов в свой первый бой. Он победил, не потому, что был подготовлен, а потому, что с ним был Бог. Мы часто сокрушаемся житейским поражениям, но редко спрашиваем себя, насколько наше делание нужно Создателю? Все бессмысленно, все теряет свою положительную природу в человеке, если он теряет Бога.

    Зло, которое, к сожалению, не иссякает в мире, может быть побеждено только добром. Добро – это наша воля, устремленная к Богу. Наш вектор правильного движения, последовательный порыв души, способный изменить не только нас, но и мир вокруг нас возможной вспышкой Божественного Света внутри человека.

    Еще не были сотворены люди, а Господь уж показал мужчине первый пример его духовной природы: сопротивление злу, а более того, удержание мира в собственной зоне ответственности от этого пожирающего пространство жизни змия. Увидев очередное проявление древнего зла в нашем падшем мире, мы всегда можем вспомнить решительный и лаконичный девиз Архангела Михаила: «Кто как Бог?». И вступить в непримиримую битву во имя торжества добра с надеждой на непременную победу. Небесный полководец нас не оставит.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *