Как в нашей жизни не стало любви и веры, а стук топоров из «Вишневого сада» Чехова стал звучать намного громче – об этом и не только авторский документальный проект Максима Васюнова.
Картина с самым интригующим названием совсем скоро будет показана на многих площадках России, прокатится по фестивалям и попадёт в Интернет. Мне посчастливилось увидеть рабочий вариант фильма, и уже сейчас с уверенностью могу сказать, что он вызовет бурю самых различных эмоций и мнений. Но обо всем по порядку.
Идея создать ленту о Чехове – межзвездном (именно так переводится слово «интерстеллар» ) принадлежит журналисту и сценаристу фильма Максиму Васюнову. Долгое время он снимал циклы документальных передач о театрах, беседовал со многими мэтрами сцены. И все их интервью сводились к одному – Чехову. А в 2014 на экраны вышел нашумевший «Интерстеллар» , и тогда в голове сценариста что-то перевернулось.
«Когда я смотрел фильм Кристофера Нолана, то понял , что это тот же «Вишнёвый сад», только в планетарном масштабе, и, если смотреть внимательно, то можно увидеть прямые отсылки к Антону Павловичу. И тогда я решил, что надо сделать фильм о Чехове, как о вневременном гении», – делится Максим.
И процесс запустился. Съемки проходили в Москве, Мелихово и на родине писателя – в Таганроге. Однако, любимый чеховский город встретил съемочную группу весьма нерадушно: сильным ливнем и порывистым ветром. Конечно, такая погода не могла не расстроить. Но на помощь опять пришел сам Антон Павлович.
«Мы подумали – это же абсолютно чеховская погода, мрачная, серая, холодная, к тому же это все ложится в космическую атмосферу нашего фильма, — говорит сценарист Максим Васюнов. И везде встречали что – то необычное, такую «интерстелларность» . В Таганроге это было море во льду. Только представьте: все море подо льдом! Крутая картинка, которая еще больше доказывает то, что наш век может быть последним».
![Максим Васюнов](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2017/12/f78a681fd00aa52e27e747cd9eb60644.png)
Максим Васюнов
Сюжет фильма завязан на произведении «Вишневый сад». Многие познакомились с ним в школе, где нам говорили, что Чехов описывает Россию, в основном, царскую. Но писатель смог заглянуть вперед, рассказав не только о нашей стране, но и обо всем мире в целом. По словам Максима,
«Вишневый сад» – это своего рода Откровение от Чехова. Там есть ответы на все вопросы, которые задаёт себе человек и общество. Плюс ко всему это его последнее пророчество. Создавая «Вишневый сад» , Чехов понимал, что жить ему осталось недолго. А перед смертью человек обычно говорит то, о чем у него больше всего болит на душе.
Сегодня пьеса «Вишневый сад» является одной из самых популярных, ее играют на сценах практически всех театров в стране. А Чехов является вторым по популярности драматургом в мире, после Шекспира. Топоры в чеховском саду зазвучали еще в 20 веке, а вот в веке сегодняшнем сад практически вырублен, а топоры звучат все громче и громче. Антон Павлович заглянул в вечность, и нам об этом рассказал.
Весь фильм построен на метафорах, неожиданных параллелях, которые проводят создатели с Чеховым. И «интерстеллар» – самая главная из них. Само слово переводится, как «межзведный», то есть всеобъемлющий. Это прилагательное мы можем отнести к Богу, проповедникам или пророкам.
«Если почитать его книги и записные книжки, то окажется, что он многое предсказал. А «Вишневый сад» – это вообще Апокалипсис от Чехова. Произведение не только о России, а вообще о мире. И рубили там не деревья, а духовные и нравственные столбы: правду, любовь и красоту. Но в России, увы, Чехов ещё не прочитан. И не понят. Только разве в театре», – говорит Максим Васюнов.
Мыслями о Чехове и трактовками его произведений в фильме делятся известные режиссеры и актёры России , такие, как Марк Захаров, Антон Шагин, Иван Вырыпаев, Юрий Соломин, Александр Адабашьян и другие. Кто, как ни они на протяжении всей жизни сталкиваются с этим драматургом.
Фильм Нолана «Интерстеллар» когда-то как молния ворвался в умы зрителей, привел всех в восторг и имел колоссальный успех. Как оценят зрители и жюри «Чехова – Интерстеллера», узнаем совсем скоро. Но, если даже один человек, после просмотра фильма захочет взять в руки «Вишневый сад», перечитать и заново осмыслить то, о чем нам хотел сказать Антон Павлович, это будет самая главная награда кинематографистам.