• “Вера и суеверия”: в церкви нечему учиться, главное — знать, к каким иконам в какой нужде обращаться

    Выпуск № 35. Сегодня мы рассмотрим такой миф: говорят, что в церкви нечему учиться, главное — знать, к каким иконам в какой нужде обращаться.

    – Это очень поверхностное представление. Церковь всегда была напрямую взаимосвязана с образованием. Когда князь Владимир крестил народ, тогда и стали появляться первые школы. Церковь фокусировала в себе образовательные силы, которые несла простым людям.

    Церковь учит человека главному — владеть собой, уметь работать над собой, увидеть свои немощи и учиться их искоренять. Если человек не увидит свой внутренний мир, каким он является на самом деле, а будет жить иллюзиями о себе, считать, что он великий, способный на все, то такой человек наломает дров в своей жизни — и в семье, и во взаимоотношениях с другими, и в карьере, потому что он не научился самообладанию.

    Именно церковь воспитывает волю человека, потому что наша воля воспитывается, когда мы преодолеваем грех, когда стараемся укрепить себя в добродетели, стремлении к Богу. В этом смысле церковь дает много сил и возможности для самопознания. Один из западных психологов — Уильям Джеймс — достаточно известный ученый мирового имени, исследовал различные религиозные традиции. Когда он познакомился с аскетическим учением преподобного Исаака Сирина, то назвал его величайшим психологом мира.

    Святые Отцы в своих сочинениях открывают такую глубину человеческой души, что мирским людям непонятно, откуда это берется. Внимание Святых Отцов как раз и было обращено к душе. Мирская психология помогает в общении, помогает увидеть свои изъяны, правильно себя скорректировать… Но это все было уже у Святых Отцов много веков назад. Взять того же Авву Дорофея: он описывал, как выстраиваются взаимоотношения между людьми, как возникают какие-то ложные представления о другом человеке, как они рушатся. Подлинная психология и самопознание раскрываются в святоотеческих произведениях.

    Только поверхностный человек думает, что храм — это прийти, поставть свечку и уйти. На самом деле здесь безбрежное море познаний. К примеру, Иван Киреевский был воспитан на святоотеческой мысли, Федор Достоевский черпал мысли из православия, настольной книгой Николая Гоголя была лествица преподобного Иоанна Лествичника. Так что возможностей для познаний здесь очень много…

    Батюшка, может быть, вы посоветуете нашим зрителям, с чего начать этот путь духовного самопознания, каких Святых Отцов почитать?

    – Я как раз упомянул Авву Дорофея — его произведения небольшие и очень легко читаются. Они будут полезны современному человеку: в них речь идет о том, как хранить свою совесть, как правильно относиться к недостаткам ближнего, как работать над собой. Если брать Святых Отцов, то я рекомендовал бы именно Авву Дорофея.

    Святитель Феофан Затворник — это Святой Отец XIX века — у него есть прекрасное произведение «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Святой Иоанн Кронштадтский. Может быть, также из современных авторов — мысли отца Иоанна Крестьянкина. У владыки Тихона Шевкунова есть замечательная книга «Несвятые святые». И еще я рекомендовал бы свою книгу «Кто мы», для того, чтобы понимать, кто же мы есть.

    Спасибо, батюшка. А мы по-прежнему ждем ваших вопросов.

    – Храни вас, Господь. До скорой встречи!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *