“Вера и суеверия”: в церкви нечему учиться, главное — знать, к каким иконам в какой нужде обращаться
Выпуск № 35. Сегодня мы рассмотрим такой миф: говорят, что в церкви нечему учиться, главное — знать, к каким иконам в какой нужде обращаться.
– Это очень поверхностное представление. Церковь всегда была напрямую взаимосвязана с образованием. Когда князь Владимир крестил народ, тогда и стали появляться первые школы. Церковь фокусировала в себе образовательные силы, которые несла простым людям.
Церковь учит человека главному — владеть собой, уметь работать над собой, увидеть свои немощи и учиться их искоренять. Если человек не увидит свой внутренний мир, каким он является на самом деле, а будет жить иллюзиями о себе, считать, что он великий, способный на все, то такой человек наломает дров в своей жизни — и в семье, и во взаимоотношениях с другими, и в карьере, потому что он не научился самообладанию.
Именно церковь воспитывает волю человека, потому что наша воля воспитывается, когда мы преодолеваем грех, когда стараемся укрепить себя в добродетели, стремлении к Богу. В этом смысле церковь дает много сил и возможности для самопознания. Один из западных психологов — Уильям Джеймс — достаточно известный ученый мирового имени, исследовал различные религиозные традиции. Когда он познакомился с аскетическим учением преподобного Исаака Сирина, то назвал его величайшим психологом мира.
Святые Отцы в своих сочинениях открывают такую глубину человеческой души, что мирским людям непонятно, откуда это берется. Внимание Святых Отцов как раз и было обращено к душе. Мирская психология помогает в общении, помогает увидеть свои изъяны, правильно себя скорректировать… Но это все было уже у Святых Отцов много веков назад. Взять того же Авву Дорофея: он описывал, как выстраиваются взаимоотношения между людьми, как возникают какие-то ложные представления о другом человеке, как они рушатся. Подлинная психология и самопознание раскрываются в святоотеческих произведениях.
Только поверхностный человек думает, что храм — это прийти, поставть свечку и уйти. На самом деле здесь безбрежное море познаний. К примеру, Иван Киреевский был воспитан на святоотеческой мысли, Федор Достоевский черпал мысли из православия, настольной книгой Николая Гоголя была лествица преподобного Иоанна Лествичника. Так что возможностей для познаний здесь очень много…
– Батюшка, может быть, вы посоветуете нашим зрителям, с чего начать этот путь духовного самопознания, каких Святых Отцов почитать?
– Я как раз упомянул Авву Дорофея — его произведения небольшие и очень легко читаются. Они будут полезны современному человеку: в них речь идет о том, как хранить свою совесть, как правильно относиться к недостаткам ближнего, как работать над собой. Если брать Святых Отцов, то я рекомендовал бы именно Авву Дорофея.
Святитель Феофан Затворник — это Святой Отец XIX века — у него есть прекрасное произведение «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Святой Иоанн Кронштадтский. Может быть, также из современных авторов — мысли отца Иоанна Крестьянкина. У владыки Тихона Шевкунова есть замечательная книга «Несвятые святые». И еще я рекомендовал бы свою книгу «Кто мы», для того, чтобы понимать, кто же мы есть.
– Спасибо, батюшка. А мы по-прежнему ждем ваших вопросов.
– Храни вас, Господь. До скорой встречи!