• Можно ли священнику накачивать мускулатуру и участвовать в спортивных состязаниях?

    Развиваться духовно и физически

    Православие и спорт привлекали протоиерея Максима Пастухова всю сознательную жизнь. В юности он занимался вольной борьбой и карате, даже заслужил чёрный пояс. Окончил школу спортивных инструкторов, чтобы иметь официальное разрешение тренировать людей по фитнесу и бодибилдингу. Но в то же время жил богатой духовной жизнью, много размышлял о религии. Последовательно шёл к сану священнослужителя – поступил в духовную семинарию, затем был дьяконом в Старом Осколе, а шесть лет назад получил свой приход – стал настоятелем храма в селе Ивановка.

    Здесь создал спортивную секцию, где занимаются молодые сельчане. «Моя задача – воспитать ребят в православных традициях, сделать их крепкими физически и духовно. У них времени много свободного, и если энергию не направлять в нужное русло, то оно будет тратиться бестолково», – говорит он.

    Беседа в спортклубе с тренером-священником и одним из его воспитанников.

     

    На турнире по бодибилдингу в Белгороде отец Максим занял почётное третье место. После чего прессу обошли фото, где он позирует в плавках, демонстрируя эффектную мускулатуру. Это не воспринималось бы как пикантный факт, если бы бодибилдер не был священником. Оказалось, что российское общество не совсем готово к такому явлению.

    Пастырь должен выглядеть асексуально?

    С одной стороны, мы привыкли к священникам «старой школы», которые скрывают своё тело в широких облачениях и обличают культ внешности в современном мире.

    Первым священником, запомнившемся мне, был грузный пожилой ветеран отец Илья с пышной седой бородой, умный и добрый. Он напоминал то ли старого богатыря, то ли Деда Мороза. Все чтили его, а из-за возраста чувствовали себя его детьми и внуками. Ему рассказывали свои тайны и просили совета, а потом передавали друг другу мудрые ответы священника. Поколение сорокалетних и те, кто старше, доверяют пожилым и солидным духовным наставником, инстинктивно вызывающим почтение.

    Пастырь, тягающий штангу, может вызвать в консервативной среде осуждение. Не этим авторитет зарабатывается. К тому же для юных прихожанок явное искушение. Насмотрятся в интернете откровенных фото своего духовника и будут ходить на исповедь с мыслями грешными, далёкими от спасения души. На службе будут мучить девиц плотские страсти. Нельзя пастырю становится секс-символом прихода даже невольно.

    Но оставим игривый тон. Прихожане отзываются о настоятеле с большим уважением.

     

    С другой стороны, вспомним, какое веселье в блогах вызывает очередное фото какого-нибудь батюшки с большим животом и широкой физиономией. Звучат ехидные предположения, что сей пастырь отъелся куличами и прочими подношениями благочестивых старушек, что вряд ли он соблюдает пост и наверняка далёк от христианских идеалов. Делают вывод: Церковь в целом лицемерна и ходить к таким священникам на исповедь глупо. Атеистам и маловерам вообще-то любой священник не мил – толстый, скажут, стяжатель, худой, ничего не заработал.

    Так может быть, такому обществу священник-бодибилдер как раз впору? Гол как сокол на подиуме. И привлекает внимание не дорогими часами или крутой иномаркой, а спортивными достижениями.

    Это замечательный пример для молодёжи – ведь не пьёт, не курит, не колется. С одной стороны – крутой целеустремлённый парень, с другой – православный интеллигент. Гармоничная личность. Священник будущего.

    Глас народа

    В сообществе «Елицы Медиа» в фейсбуке и своём блоге я заметила немало высказываний о креативном батюшке. Вкратце вопрос звучал так: «Подобает ли священнику заниматься бодибилдингом и выходить на подиум?»

    Денис Феофилов: Истинный священник – воин Божий, а воину уж точно не подобает быть хиляком, а уж пузаном – тем паче!

    Яна Фролова: Уважаю. Это лучше, чем толстые служители в золоте с модными гаджетами.

    Наталия Стужук: И то и это крайности. В разумных пределах нужно заниматься. Но вот возводить в одержимость и показывать ближним плоть как-то не целомудренно. На кресте, что носит священник, с обратной стороны написано: ОБРАЗ БУДИ… Священник должен уподобляться Христу, а не культуристу. Вразуми нас, Господи.

    Надежда Кузнецова: Возможно, священник таким образом ищет подход к молодым ребятам. У них в почете сила и тело. И ребята ходят с ним в походы, беседуют о вере, а не колются в подворотнях.

    Виталий Тэйлор: Да ради Бога, искать подход надо, но священник должен оставаться пастырем, а не становится культуристом и спортсменом, и не демонстрировать свой торс, играя мышцами. Представляете себе св. Иоанна Кронштадтского в такой роли? Наверное, нет. Просто этот батюшка, скорее всего, перегибает палку.

    Наталья Польченко: В здоровом теле – здоровый дух! Не судите, да не судимы будете! Всех благ батюшке! На путь истинный направляет! А вам слабо?

    Людмила Андрющенко: Если есть благословение духовника, то почему и нет? Пути Господни неисповедимы. Он пастырь и ловит своих овец! Бог в помощь!

    Марина Шушенькова: Вообще-то о культе тела в православии ничего не говорится. Святые отцы об этом молчат. Впрочем, как и о пренебрежении оным тоже. Но лично мне не нравится то, что участвует в соревнованиях. А так, лишь бы не тщеславился. И в миру спасаются и в пустынях погибают.

    Yevgeny Trapko: Ну, ну, понаблюдайте за страницами в социальных сетях мужчин, которые занимаются бодибилдингом. Там много красивых, голых, с накачанными задницами и вздутыми венами девочек и мужчин. Откройте же глаза! Там бесы правят балом и разжигают похоть друг на друга!

    Ольга Дмитриева: Причём тут секс вообще? Он просто выглядит хорошо, здоровый, цветущий, приятный. Каждый видит то, что хочет видеть.

    Larisa Filipovic: Этот новый вид проповеди – проповедь не словами, а собственным примером. Отче Максиме, помолитесь о нас грешных. Здоровья вам, отче. Желаю вам стать митрополитом. Многая и благая вам лета!

    Это лишь часть мнений. Две трети комментаторов одобряют отца Максима. А глас народа, как говорится, глас Божий.

    В этом видео иерей Игорь Сильченков рассказывает о том, почему христианину не грех заниматься спортом. Главное, не забывать о вечном.

    Право на частную жизнь

    В России соотношение службы, работы и частной жизни – важная тема. С представителей некоторых профессий особый спрос – среди них военные, учителя, священники и монахи. Сложилось устойчивое представление, что они должны и в свободное время, и в личных блогах соответствовать требованиям общества. Уже случались увольнения учительниц и воспитательниц за фото в купальнике. Прогремел скандал из-за танца полуголых курсантов.

    Возможно, на Западе это не вызвало бы ажиотажа – там поведение человека в свободное время не влияет на карьеру, если он не нарушает закон.

    Если помните, есть в России монах-певец Фотий, периодически пресса разносит слухи, что ему запрещают выходить на сцену, но потом снова разрешают. И ведь логично, вроде бы, если ты отрёкся от мира, зачем тебе сцена, овации, букеты из рук юных дев? И в то же время, если голос красивый, но ты выбрал удел монаха, следует ли зарыть свой талант в землю?

    Монах Фотий

    Монах Фотий

    Есть ли у священника, у монаха право на хобби и демонстрацию своих успехов? Или они будут отвлекать его служения Господу? В таком случае, рисующий священник будет думать о том, где купить хорошие краски, как выстроить композицию на холсте и о прочих приятных, но небожественных вещах. А священник-рэпер будет размышлять о стихах и музыке. Ущерб ли это для души?

    Хобби не должно стать страстью

    На эти вопросы протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск) отвечает так:

    «Требовать от православного человека, чтобы он стал подвижником, всё время проводил в молитве, – невозможно. Не получится у него, и он тогда «сорвётся». Также не стоит запрещать невинные увлечения – если их отбросить, то на освобождённое место может прийти нечто намного худшее.

    протоиерей Алексий Денисов

    Протоиерей Алексий Денисов

    Проблема тут не в увлечении, а в увлечённости. Ведь всё что угодно может обратиться в страсть, принять ненормальный характер.

    Например, всем нам необходимо питаться, но следует удерживаться от чревоугодия. Или, скажем, в колокола звонить – это грех? Любой ответит, что нет. А я вспоминаю свою историю. В то время, когда я ещё работал врачом, а в храме пономарил, увлёкся звоном сверх всякой меры. Стою, бывало, на службе, а в голове какой-нибудь новый звон прокручиваю. Рассказал об этом духовнику, покаялся, что «надо бросать» это дело. А он ответил: «Нет, не надо, просто сдерживай себя».

    Если кто-то как Кощей чахнет над своим коллекционным собранием – в этом нет ничего хорошего. Нет смысла чем-то заниматься бездумно. Другое дело, когда человек коллекционирует те же спичечные коробки, потому что увлечён историей, через картинку на коробке он смотрит в прошлое. Или вот у меня сейчас имеется, можно сказать, собрание музыкальных инструментов. Коллекция? Но они мне действительно нужны – я на них играю. Когда родители не чужды музыке, это хорошо влияет на детей, в семье становится больше взаимопонимания. Да и не только в семье. Однажды мы решили создать молодёжный ансамбль при нашем приходе.

    Для христианина это очень важно – не только через молитву, но и через другие делания искать возможности лучше друг друга почувствовать, понять».

    Поэтому будем стараться понять друг друга и чаще искать оправдания, а не осуждения поступкам ближних. Давайте пожелаем протоиерею Максиму Пастухову новых успехов на поприще церковного служения и спорта! Недавно его воспитанники заняли два первых места – в категориях «юноши» и «юниоры» – на Кубке Европы по пауэрлифтингу.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий