Деторождение – это проявление Божьего доверия к людям, которые тоже могут почувствовать себя творцами и воспитателями. Но подлинным Жизнедателем является Бог, дарующий жизнь детям через родителей. Сколько детей должно быть в семье  – мнения святых отцов и священников в нашем материале. 

Мнение россиян

Сколько детей должно быть в семье? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Социолог пояснит, что не менее трёх, чтобы смертность в стране не превышала рождаемость. Психолог скажет, что, по крайней мере, двое, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким и не рос эгоистом. А чайлдфри заявит, что вообще ни одного.

Опрос, проведённый мною в социальных сетях, показал, что

  • 22,2 % респондентов считают оптимальным количеством – троих детей,
  • 16,7% – пять и больше,
  • ещё 16,7% – сколько получится,
  • 11,1% – четверых,
  • ещё 11,1% – двоих,
  • 5,6% – предпочли бездетность,
  • 16,7% ответили, что зависит от финансового положения,
  • а за единственного ребёнка не проголосовал никто.

Своя точка зрения на планирование семьи есть и у православной Церкви.

Быт и вера

 Вокруг меня, в провинции, большинство людей считают себя православными христианами, что выражается:

  • в праздновании православных праздников и посещении церкви в эти праздники;
  • крещениях, венчаниях, соборованиях, отпеваниях;
  • присутствии в домах икон.

Но повседневная жизнь и поведение россиян, как правило, религиозностью не обусловлены. Конечно, это касается и деторождения. Вряд ли кто-то задумывается о том, что есть предписания Церкви касаемо этого вопроса. Но, думаю, некоторые в курсе, что аборт это грех.

Тем не менее, количество абортов в Тамбовской и Саратовской областях, на границе которых я живу – 45 на 100 родов. И это ещё мало, потому что, например, в Магаданской области – 96 абортов на 100 родов.

Детей в семьях обычно двое. Значит, мои знакомые христиане в курсе контрацепции. А что поделать при безработице и росте цен?

Когда дело доходит до практической стороны жизни, религия отступает в сторону, как нечто виртуальное.

Планирование семьи

Но судя по форумам в интернете, истинные христиане, которые стараются жить соответственно заповедям, есть среди россиян. Однако и им не чуждо планирование семьи, обусловленное своими страхами – духовного характера.

На одном из форумов размышляет раб Божий Игорь: «Что толку будет от огромного числа детей, если я как отец не смогу им привить истинную веру в Бога и жизнь свою они проведут в мирских утехах?

Я одного сына пытаюсь вразумить с самого раннего детства, читая ему Писание и Святых Отцов. Возил его дважды на Святую гору Афон и мы жили там среди монахов, но сейчас от этого не осталось и следа в его 16 лет. Я не могу решиться на увеличение детей в своей семье, так как опасаюсь, что не смогу уберечь их от страшных увлечений нынешней молодежи и нежелании слышать об истинном предназначении человека».

Публицисты-патриоты иногда пишут, что нежелание рожать не связано с материальными проблемами. При этом приводят в пример восточные страны «третьего мира», где женщины находятся на положении рабынь, рожая с двенадцати лет. Но, к их прискорбию,  у россиянок больше прав, и они думают, прежде, чем обзавестись ребёнком – смогут ли его вырастить, дать образование?

Решение демографического вопроса это не многодетная семья, живущая под платформой и побирающаяся по электричкам.

У многодетной семьи должен быть дом, у отца и матери – работа, у детей – возможность посещать школу, носить нормальную одежду, а не донашивать то, что принесут волонтёры.

В переходах столичного метро я не раз видела молодых женщин с детьми. Прислонившись плечом к стене, стояли они, опустив глаза, держа на одной руке младенца, а в другой картонку с фразой: «Подайте на хлеб». Но никогда я не видела молодых отцов в такой ситуации. И где вообще были отцы этих детей?..

Почему россиянки мало рожают?

На первом месте, судя по опросам, стоит проблема мужской безответственности.

Ещё на заре восьмидесятых, перед тем, как уйти из семьи, мой папа жаловался соседям на мою маму: «Нарожала мне троих!»

Сегодня в Фейсбук у меня немало френдов-мужчин, которые наделали детей в первом и втором браках, а теперь состоят в третьем. Встречала там и женатых, притворявшихся свободными, чтобы было легче охмурять дам. Или скорбно констатирующих: «Не развожусь только ради детей. Но как я устал!». Нужен ли детям отец, который дома чувствует себя рабом на галере?

Отсутствие надёжного мужчины тоже проблема материальная – ведь он, отец ребёнка несёт в дом зарплату. Если муж не настроен обеспечивать семью, погуливает и при первых трудностях готов сбежать к бездетной девице, у женщины нет настроения рожать. Тем более, что по традиции ребёнку дают фамилию отца.

Мужчина должен вдохновлять на продолжение его рода!

На втором месте экономические проблемы в чистом виде. Низкие зарплаты, слабая поддержка государства, страх остаться безработной, особенно у матери-одиночки.

В наше время не каждый работодатель станет ждать, когда молодая мама вернётся из декрета. Он найдёт, как обойти закон, чтобы взять на её место бездетного человека, который не станет потом отпрашиваться пораньше к заболевшим детям.

Даже в школе то и дело собирают деньги на какие-нибудь мероприятия. Случалось, дети родителей, не сдавших определённую сумму на подарки, этих подарков не получали, что было для них потрясением. С удивлением узнала, что в местном детсаду тоже был выпускной и на него тоже собирали деньги. А уж сколько стоят платья настоящих выпускниц-одиннадцатиклассниц… И быть хуже остальных для ребёнка – стресс. А дальше готовь деньги на институт.

На третьем месте – жилищная проблема. И ведь снова – материальная. Невозможность приобрести жильё заставляет многие семьи откладывать рождение ребёнка до лучших времён. Я знаю такую пару, годы идут, а они кочуют по съёмным квартирам, точнее комнатам. И вот уже жене стукнуло 37, а дети по-прежнему – недостижимая мечта.

На Дону взялись выделять бесплатную землю для многодетных семей – под строительство домов. Но позже выяснилось, что эти наделы лишены инфраструктуры, куда-то не подведён газ и электричество, где-то нет нормальной дороги и не имеется поблизости школы и больницы. Сколько же нервов потратили многодетные, обивая пороги чиновников с просьбами эту инфраструктуру наладить или выделить другой клочок земли – не в диком поле, а поближе к цивилизации. Такое отношение государства вряд ли воодушевляет.

Мы можем пылко рассуждать о духовности, обличать и призывать, но пока россиянка боится пойти по миру с сумой и младенцем, она рожать не будет.

Поддержка демографии государством

В цивилизованном обществе рождаемость можно увеличить соответствующими госпрограммами поддержки, новыми законами, защищающими мать и дитя.

Что касается духовной стороны, следует заниматься не только просвещением женщин.

Пора заняться формированием у молодых мужчин ответственности за свою семью. Эту тему могут по-своему раскрывать писатели, режиссёры, священники.

Ещё одной помехой демографическому росту стал страх перед ювенальной юстицией, которая порой изымает детей из семьи только из-за бедности родителей. Чиновники лезут в холодильник, заглядывают в шкафы – если мало продуктов и хорошей одежды, в дом могут явиться с полицией и забрать детей в интернат. Ребёнок становится собственностью государства, а не отца и матери.

Тем большее уважение в таких условиях вызывают многодетные родители. Иерей Максим Каскун говорит о том, что в наше время эти люди – обличение всем окружающим, поскольку крепки верой и живут не для себя, а для чад, данных Богом.

Церковь о количестве детей

В Библии нет точных указаний относительно числа детей в семье. Там есть лишь слова Бога: «Плодитесь и размножайтесь». Иные пастыри толкуют это как повеление, подлежащее исполнению, а иные как пожелание, сопровождающее подарок – Землю, которую Всевышний отдаёт людям.

Если вспомнить, сколько бездетных праведников стали святыми, можно сделать вывод, что человек может выбирать – рожать или не рожать, главное жить по закону Божьему.

Но мнения священников не всегда идентичны.

Протоиерей Максим Козлов, профессор МДА, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ размышляет, может ли православная семья обойтись без детей:

«Если речь идет о бесчадии, которое попускается Богом как крест, как испытание семьи, то, конечно, само по себе отсутствие детей, невозможность чадородия – не есть основание для разрушения семьи. Семья может жить полнотой жизни во Христе и без детей. Да, со своими особенностями, со своими скорбями, но это может быть полная и глубоко верующая семья. Если же речь идет о нежелании иметь детей при сохранении плотских отношений, то это безусловный грех, и грех против замысла Божия о семье, когда мы сами себе решаем, что нам нужно в нашей жизни, и Бога в нее, да еще в столь главном, не пускаем». При этом он приводит в пример отца Иоанна Кронштадтского и философа Алексея Федоровича Лосева, которые в семье не жили плотской жизнью, их близость с супругами стала только духовной.

В то же время протоиерей Андрей Ткачёв разрешает неабортивную контрацепцию, если супруги не готовы к воздержанию.

Протоиерей Олег Стеняев:

«Если бы Бог сказал: “плодитесь…”, то достаточно было бы иметь одного ребенка. Но Он добавил: “…и размножайтесь”. Это означает, что надо иметь столько детей, сколько Господь и пошлет. Кстати! Во всех случаях, когда в Ветхом Завете говорится о благословении, имеется в виду благословение детьми, внуками и правнуками. Это и есть подлинная сила и крепость человека (его потомство), которой и надо служить Богу. Бездетный в Библии считается мертвым (Быт.30:1). Любая попытка планирования семьи и попытка законсервировать таким образом ее возможное размножение, есть защитная реакция нашего эгоистического чувства против его разрушения.

И, что намного хуже, когда мы ограничиваем рождаемость, исходя из того, что у нас уже есть дети. В этой ситуации мы приносим не рожденных детей в жертву гедонизма уже рожденных. Кого мы из них тогда вырастим?!».

По-моему, это слишком радикальное мнение. По словам отца Олега, бездетный считается мёртвым, однако, Христос потомством не обзавёлся и его «сила и крепость» заключалась в другом. А что же аскеты-пустынники, прозорливцы и чудотворцы, которые оставались бездетными?

Многодетность и бездетность – одинаково Божьи дары. В каждом есть свои достоинства. Для верующих это разные пути, ведущие в горний мир.

Старец Паисий Святогорец считал – многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Лишённые малой семьи, они принадлежать великой семье Христовой.

Старец советовал довериться Богу в вопросе деторождения. Число детей в семье Всевышний определяет сам – если он видит, что супруги не в силах поднять ещё одного ребёнка, то деторождение прекращается.

О многодетных отец Паисий отзывался тепло: «Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития — при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребёнок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви».

Он советовал юношам брать невест из многодетных семей, поскольку там девушки растут трудолюбивыми и самоотверженными.

Многие священники показывают пример многодетности. Это рассказ о протоиерее Викторе Дурасове (ст.Михайловская) и его семье.

Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопрос, сколько детей должно быть в семье, так: «Мой многодесятилетний педагогический опыт подсказывает, что правильное развитие детей возможно только тогда, когда в семье их не меньше пяти. Могу объяснить такую необходимость. Если семья построена на правильных идеалах, то с каждым годом любовь там постоянно растет. Поэтому необходимо, чтобы появлялись все новые и новые объекты этой любви — дети. Так возникает необходимость в рождении не одного, а нескольких детей. Много детей — это нормально и естественно. Такие семьи здоровее и счастливее. В большой семье, начиная с отца и заканчивая самым маленьким грудничком, устанавливается своя иерархия, естественная для каждого члена семьи. И эта иерархия оказывает благотворное влияние на ребенка».

А в этом видео он рассуждает о деторождении, мужской ответственности, уверенности в спасении души ребёнка.

Пример Святого семейства

А что если идеалом семьи считать брак Марии и Иосифа? Сколько детей было у Божьей матери? Священное писание не раз говорит о братьях и сёстрах Иисуса. В Евангелии от Матфея, в главе 13 есть такие слова: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?».

А в главе 12 сказано: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою».

Есть и другие упоминания.

Некоторые толкователи поясняют, что это могли быть дети Иосифа от первого брака, однако в Библии не упомянуто, что у Иосифа был первый брак. То, что Иосиф был восьмидесятилетним вдовцом – предположение, основанное на апокрифах. Значит, у Иисуса было четверо братьев и, как минимум, две сестры. А у Богородицы не менее семи детей. Старший от Духа Свята, последующие от праведного Иосифа.

Конечно, это только версия. Но сказано же «братья и сёстры» в первоисточнике, в каноническом тексте. Думаю, было бы естественно, если бы Святое семейство показало пример многодетности. Но если считать, что Христос был единственным сыном Богородицы, это говорит, что семья с одним ребёнком не менее достойна уважения. Главное – кого взрастить.

Брачный союз христиан не просто ячейка общества, это духовное училище, которое готовит прихожан для вселенской Церкви.

Родители на личном примере должны показать своим детям, что слова и дела не расходятся с верой. Тогда, дети, независимо от числа, вырастут настоящими людьми – умными, порядочными, чистыми душой.

Протоиерей Владимир Головин мудро и остроумно размышляет про ошибки современного воспитания.

Мы можем сделать вывод:

  • С точки зрения Церкви, детей должно быть столько, сколько даст Бог.
  • Контрацепция применяется в крайнем случае и неабортивная. Идеальная контрацепция без греха – воздержание.
  • Материальный фактор не должен влиять на рождаемость, Бог всё устроит.  
  • Деторождение не просто решение демографической проблемы, но умножение последователей Иисуса Христа.
  • Важно приобщать детей к православной вере, чтобы количество чад соответствовало качеству воспитания.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 комментария

  • “Значит, у Иисуса было четверо братьев и, как минимум, две сестры. А у Богородицы не менее семи детей. Старший от Духа Свята, последующие от праведного Иосифа. Конечно, это только версия.” Извините, но прям аж внутри что-то сжалось от такой версии… Богородица и ПРИСНО ДЕЕЕВААА Мария! Символ ЧИСТОТЫ И ДЕТСТВА! Давайте хоть на православных источниках такого не допускать. как мне кажется это не уважительно такие версии о Богородице писать. Что б не смутить никого. И касательно приведённого отрывка Евангелия от Матфея надо тогда и 2 предложения прочитать.”
    Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
    И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
    ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.” А вобще родственница Девы Марии, праведная Елизавета родила Иоана Креститься и по плоти он был двоюродным братом Спасителя. Так что вероятно если в Писании имеется ввиду кровное родство, то скорее всего это двоюродные троюродные братья и сестры.
    Спаси Господи.

    • Уважаемая Анна, по поводу термина Приснодева спорили теологи, прежде, чем наконец была принята точка зрения тех, кто считал Богородицу вечной девой. Термин Приснодева был закреплён аж на Пятом Вселенском соборе после дискуссий.
      Конечно, можно допустить, что это были двоюродные или троюродные братья и сёстры Христа. Но в Евангелиях не сказано: «пришли двоюродные и троюродные братья и сёстры». А ведь именно Священное Писание это канон и первоисточник, в отличие от позднейших догадок, домыслов и философских трудов подвижников, которые доказывали то или иное, исходя из субъективных личных убеждений.
      Христианство с некоторым презрением относится к плотскому, поэтому естественно большинству ортодоксов хотелось видеть Богородицу вечной девой.
      Но есть позднейшие благочестивые или ханжеские фантазии, а есть канон, где чёрным по-белому сказано «братья и сёстры».
      Апостолы, авторы Евангелий, были людьми своего времени, когда множество детей считалось благословением и явлением замечательным, поэтому они честно написали о братьях и сёстрах, не догадываясь, что позже христиане будут отвергать мысль, что у Богородицы могли быть другие дети, а у Христа братья и сёстры не только по духу, но и по плоти и крови.

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту