Деньги – это зло?
Пресс-секретарь православной социальной сети «Елицы» Наталья Чиж побеседовала с иеромонахом Макарием (Маркишем) о правильном отношении к деньгам.
– Здравствуйте, батюшка. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас очень насущная тема. Мы поговорим о деньгах. Именно в таком аспекте: деньги – это зло? Вопрос очень неоднозначный. Казалось бы, абсурдная формулировка, но святые отцы говорят, что сребролюбие – это корень всех зол.
– Сребролюбие! Заметьте!
– В православии иногда ругают богатых и восхваляют бедных…
– Верно, в православии есть много глупостей, много попыток исказить истину. Любовь к серебру вместо любви к Богу и ближнему, любовь к деньгам – конечно, зло. А сказать, что само материальное благополучие – это зло – дурь, хуже не придумаешь. Более того, это противоречит прямому смыслу Священного писания: «Ищите Царствие Божие, и все сие (материальное благополучие) приложится вам», – говорит Спаситель». Наша цель – это небо, а вспомогательные средства, которые требуются человеку, конечно, прикладываются.
– Верующие стремятся к духовным богатствам, и из-за этого иногда возникает противопоставление материального и духовного – надежда только на Бога… И вроде бы все правильно.
– Нет, не правильно. Есть прекрасный пример из жизни. Был один муж, который не особо заботился о семье, а жена стремилась материально обеспечить детей. Ей кто-то посоветовал, что надо вести себя по-христиански – быть у мужа в подчинении. Она мужу говорит: «Буду жить по-христиански, буду делать все, как ты скажешь». Муж отвечает: «Хорошо». – Теперь ты мне скажи, мне в магазин идти? – Да, иди. – Денег-то мне дай. – Сколько тебе нужно? – Сколько дашь, столько и будет. – Держи 100 рублей. Жена взяла 100 рублей. Обед – на 100 рублей. – Где обед-то? – Ну как, ты мне дал столько… Через два месяца у него была вторая работа, он крутился-вертелся, и жена уже распоряжалась большими суммами, и у них жизнь наладилась. Вот так через христианское отношение к балансу между мужским началом и женским она сумела показать своему мужу, что он как мужчина должен материально седержать свою семью, обеспечивать ее всем необходимым.
– Это в семейных отношениях. Давайте рассмотрим другой пример: человек достаточно обеспечен, все у него успешно в общем понимании, и вдруг он воцерковляется и отказывается от своего богатства.
– Таких примеров нет в большом количестве, чтобы прямо отказывались…
– Допустим, он отказывается от своего мировоззрения, перестает быть нацеленным на зарабатывание денег.
– Давайте подумаем. Хорошо, что вы такую картину рисуете. Вот предприниматель. Он постепенно, за счет трезвого взгляда на мир, становится православным. Каковы его действия как предпринимателя? Был неверующим, стал верующим. Что он будет делать, какие у него варианты?
– Например, сменить сферу деятельности, что-то делать на благо церкви.
– В данном случае вряд ли что-то лучшее найдешь, чем продолжать успешно вести свою предпринимательскую деятельность, извлекать доход и значительную его часть жертвовать на разные благие дела. Может быть второй вариант – он может продать свое предприятие, раздать вырученные деньги и заняться чем-то другим.
– А есть третий вариант.
– Просто все бросить? Со стороны этого предпринимателя это будет предельной глупостью, потому что в таком случае он делает гадость своим работникам, самому себе, тому делу, которым он занимался, – если это было нормальное предприятие, что-то полезное производилось. Он как капризный ребенок, который разбил свою игрушку и убежал. Первый и второй варианты допустимы, помощь – это хорошо, третьего я, слава Богу, не встречал, но не отрицаю, что такие люди есть.
– Давайте поговорим о среднем классе. Я встречала много таких людей, которые до воцерковления были очень активными, деятельными, у них была нацеленность на зарабатывание денег, карьера, амбиции. Когда же они воцерковляются, у них возникает мировоззренческий крах…
– Если говорить военным языком, «он наступал на сатану, а сатана сбоку его ударил во фланг».
– Что же делать?
– Продолжать трудиться, как человек, как нормальный член этого общества. К примеру, раньше такой человек занимал высокую должность, например, заведующего кафедрой в университете, а потом уступил должность кому-нибудь более молодому и энергичному, а сам остался профессором.
– То есть, деньги – не зло?
– Сама формулировка «деньги – зло» предполагает равенство понятий «материя – зло».
– В Библии говорится: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Царствие Небесное». Как быть с этим?
– Да, действительно, у богатого человека свои трудности. У каждого есть свои богатства – материальные, интеллектуальные, внешняя красота или что-то еще. Качества, которые человека склоняют к гордости, самомнению, тщеславию и так далее, – вот их и нужно разгрузить, поскольку игольное ушко – это что? Это не в швейной игле ушко, это узкий проход между двумя домами, через который верблюд пройти не может, если он не разгрузит тюки, которые на него навьючены. В иной мир не проходят ни с богатством, ни с красотой, ни с чем подобным. Мы ясно видим в истории церкви огромное количество и очень состоятельных людей, и совсем не состоятельных, которые достигали святости, или, наоборот, не достигали.
– Вспомним пример преподобного Серафима Вырицкого, который был богатейшим человеком, продал свое имущество и решил полностью посвятить свою жизнь Богу.
– Он пошел по второму пути: был купцом и стал преподобным, реализовал свое материальное богатсво – буквально по слову Спасителя: «Продай что имеешь, раздай бедным и следуй за мной». Да, такой вариант существует. Хорошо, слава Богу. Но очевидно, что все не могут и не должны следовать этому варианту, так же как все не могут быть монахами. Хорошее дело монашество, но это не значит, что все должны быть монахами.
– Как же выработать правильное отношение к деньгам?
– Правильное отношение к деньгам – это правильная иерархия ценностей. Вот мы с вами цитировали: «Ищите Царствие Небесное, и все сие (материальное благополучие) приложится вам», а дальше свой образ жизни вы строите по нормам христианской нравственности, христианского устройства быта, семьи.
Большинство неприятностей этого рода происходит из-за утраты чувства реальности, чувства меры. Когда предприниматель бросает свое дело на произвол судьбы – это преступление против ближних, против меры, против здравого смысла. Если он вел свое предприятие успешно, содействовал благосостоянию окружающего мира, и вдруг это все бросает, значит у него ум за разум зашел. Здесь еще подмешиваются и другие пороки – например, зависть. Она очень мешает жить. «Сатана атакует людей, а зависть – это его секретный агент».
– Но иногда ведь на зависти держится стремление к обогащению: у соседа больше – и я буду…
– Это, знаете, неплохо, если «у соседа больше – и я буду», это ладно. А вот если «у соседа больше – и я ему гадость сделаю», вот это гораздо хуже.
– У протестантов так: если человек успешен, богат, значит его Бог любит, а у нас наоборот в православии – больше почитается бедность, вроде как бедный ближе к Богу, потому что надежда у него только на Бога.
– Скорее, у кальвинистов такие идеи избранности. Что касается нас, сострадание к бедным, сочувствие – это полезные вещи. Но если человек лентяй или пьяница, это ему не на пользу, особенно в наше время. Социальная жизнь меняется – если лет 200-300 тому назад такой человек просто умирал с голоду, то в наше время для него есть социальные средства поддержки: бесплатная медицина, благотворительная помощь, жилье для бездомных и так далее. Все средства помощи есть, и иногда они идут на пользу, а иногда только во вред, потому что эти люди оказываются паразитами – паразитируют на той помощи, которую дает общество.
– То есть, если мы вернемся к нашей мысли по поводу богатства и бедности, мы не можем сказать, что наша вера в какую-то из этих сторон склоняется?
– Ни в коем случае. Ни в ту, ни в другую сторону не можем уклониться. Нужно держать направление на Христа. Но иерархия ценностей совсем не предусматривает уничтожение материальных благ или уравнивание их со злом. Это просто прямая ересь, пренебрежение материальным миром.
– Будем стремиться к тому, чтобы мы управляли деньгами, но не деньги нами. Прежде всего, это зависит от нашего отношения и разумения, но, опять же, идти будем «средним, царским» путем.
– Совершенно верно!
– Спасибо, батюшка.