• Блаженный Василий, московский чудотворец

    Святой Василий был юродивым. Термин «юродивый» произошел от слова, которое в славянском языке близко к слову «урод». Дословно «юродивый» – значит «глупый, безумный, простой». Но русский народ, воспитанный в христианстве, переосмыслил термин, придав ему положительный смысл. В памятниках древней письменности юродивые еще именуются словом, которое на церковно-славянском языке означает высшее состояние счастья человека – блаженными. И недаром. Ведь то, что кажется людям ужасным, может быть прекрасно перед Богом.

    В Евангелии нищие духом, плачущие, кроткие, миротворцы и гонимые за правду названы счастливыми полнотою счастья. Почему? Потому, что с ними – Бог. Бог, который «отирает всякую слезу», берёт человека за руку и ведёт в Царство Небесное. Потому, что настоящее счастье – не земное богатство, благополучие или достаток. Настоящее счастье – причастность Богу. Такими причастными Богу и считались на Руси юродивые. Особенность служения юродивого состояла в том, что он приносил в жертву не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Творца человеку – разум. Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. И за то терпели упреки в безумии, презрение и поношения. Поэтому, подвиг юродства считается одним из самых трудных форм христианского подвижничества.

    Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1469 года в столице. Появился на свет он не в тёплых стенах дома, а на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.

    О его детстве осталось мало сведений. Известно, что в десять лет отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды богатый купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы служили целый год. «Сошьем, что и не износишь» – коротко ответил подмастерье. И сшил … погребальные тапочки. На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Тапочки пришлись покойному как нельзя кстати. Мастер понял, что Василий не простой человек.

    В шестнадцатилетнем возрасте Василий оставил сапожное ремесло и начал тернистый путь к святости. Нам неизвестны причины, побудившие Василия обличать мнимым безумием – безумие окружающего мира. Но в любую эпоху они есть: лицемерие властителей, пьянство народа, ложь и разврат. Неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует ответа христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее, чем меньше она связана с миром, чем радикальнее отрицает мир. Подвиг юродства, таким образом, выступает как поборник Христовой правды в жизни общества и государства.

    В палящий зной и лютый мороз святой ходил нагой и босой по улицам Москвы. Как и сейчас, тогда это вызывало одну реакцию сытого общества – шок. Особенно в суровые московские зимы XVI века. Много раз его видели в трактирах. Вид истово молящегося посреди пьяного разгула человека отрезвлял бражников и заставлял их задуматься о своей судьбе. Он никогда не ругал пьяниц, но видя зёрна добра в падших людях, подкреплял их лаской. И многие, слыша его кроткие слова, оставляли пьяное безумие, чтобы возвратиться к родным. А если из трактира выгоняли, то он со слезами начинал обнимать его стены. На вопрос, что это значит, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома сего и сокрушаются о грехах людских. А я со слезами упрашиваю их молить Господа об обращении грешников». Иногда, как бы случайно, он открывал обман нечистых на руку торговцев. Всю собранную милостыню и одежду, подаренную сердобольными москвичами, он тут же раздавал нуждающимся. Лишь один раз блаженный вдруг отдал кошель с золотом проходящему мимо купцу. Но сделал это в шутовской манере – швырнув золото в лицо. Как оказалось, купец в тот день разорился. Находясь в отчаянии и преследуемый должниками, он шёл топиться. Своим поступком Василий спас ему жизнь.

    Блаженный не боялся говорить правду сильным мира сего. Однажды обличил блаженный царя Иоанна Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Бывали случаи, когда своим вмешательством он останавливал казни. Вскоре все московские жители признали в нем человека Божия.

    Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, блаженный Василий сподобился дара предвидения. Известно, что 1547 году он предсказал великий пожар Москвы. Его молитвам приписывали остановку пожара в Новгороде. Есть стойкое поверье, что именно на собранные блаженным Василием деньги был построен собор Покрова на рву, теперь зовущийся в народе храмом Василия Блаженного.

    Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий отошел ко Господу 2 августа (по Новому стилю сегодня – 15 августа) 1557 года в возрасте 88 лет. Его тело было погребено в приделе Троицкого храма, строящегося Собора Покрова (собор представляет из себя комплекс из 9-ти храмов под одной крышей) на Красной площади. Там его мощам можно поклонится и сегодня.. Святость блаженного настолько не подлежала сомнению, что его церковное прославление состоялось всего через год – 2/ 15 августа 1558 года.

    На Русской земле благоговейно чтут память святого блаженного Василия. В день его памяти во многих храмах служатся молебны, в которых православные христиане обращаются к его помощи в житейских невзгодах и нуждах. И если молитва была искренней, а жизнь христианина угодна Богу, то по молитвам святого Василия он обязательно получает просимое.

    Святый блаженный отче Василие, моли Бога о нас!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *