• Кем создавались первые волонтёрские организации? Как возникло волонтёрство на войне? Кем были первые волонтеры – добровольцы в России? Кто сегодня помогает жителям Донбасса?

    Исторические традиции

    Николай Николаевич Ге «Милосердие», 1879 г. Картина была уничтожена художником

    Появление волонтёрства в Европе тесно связано с религиозным гуманизмом. Цивилизация, христианская по духу, воплощала в жизнь евангельские принципы. В мирных и военных условиях вера воодушевляла паству на бескорыстную помощь социально уязвимым представителям населения.

    Можно сказать, что волонтёрству столько же столетий, сколько христианской Церкви.  Апостольская проповедь в Иерусалиме подвигла многих жертвовать своим имуществом в пользу бедных. Люди продавали свои поместья и наделы, приносили вырученные средства апостолам. Из этих денег неимущие получали средства к существованию (Деян. 4, 34–35). В Иерусалиме готовили бесплатные трапезы для бедняков.

    Россия унаследовала добродетель благотворительности от первых христиан. Ещё при Ярославе Мудром создавались сиротские училища, которые действовали благодаря пожертвованиям жителей окрестных сёл. Купцы накрывали столы для бедных земляков в честь праздников церковных и личных. Дворяне финансировали приюты и богадельни. Крестьяне общиной воспитывали детей, которые потеряли родителей. Русские люди, независимо от сословий, бережно хранили обычай взаимопомощи. 

    Добровольцы – не только военные

    Европейское волонтерство в годы войны долго было спонтанным, неорганизованным. И в наши дни люди не всегда объединяются, чтобы оказать помощь, а делают это в частном порядке.

    Ценность добрых дел в том, что общество подчиняется не расчёту, а сердечным порывам, как в древнем Иерусалиме. Христианство – религия душевного тепла, эмоционального отклика на беду ближнего.

    Во время войны страдают самые слабые – старики, женщины, дети. Это вдохновляло на благотворительность энергичных и порядочных граждан. Но во время конфликтов мирового масштаба важен подход неполитизированный, наднациональный, внеконфессиональный. Вселенский характер христианства соответствовал этому запросу времени.

    XIX век, богатый на военные конфликты, дал толчок развитию организованным волонтерским движениям в России и за рубежом.

    Международный Комитет Красного Креста

    Анри Дюнан

    В 1863 году в Европе возник Международный Комитет Красного Креста. Это было детище европейского христианского мировоззрения. В 1959 году швейцарский бизнесмен и писатель Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии с одной стороны и австрийской армии с другой. Дюнана потрясли картины кровопролития и человеческих страданий. В местной церкви  писатель открыл госпиталь для раненых. Его начинание спонтанно поддержали местные жители – женщины, мужчины, дети помогали, чем могли. Кто-то носил воду, кто-то продукты, перевязочные материалы.

    Через 4 года Дюнан вместе с единомышленниками организовал Красный Крест. Важно, что вскоре эта организация переросла рамки помощи раненым и государственные  границы. Красный Крест объявил своей задачей помощь всем пострадавшим от военных конфликтов, независимо от политических убеждений и подданства. Особенно мирному населению, которое становилось заложником военных разборок и мало интересовало генералов, склонившихся над картами. Отделения Красного Креста стали открываться в разных странах.

    Принципы МККК:

    • Гуманность
    • Беспристрастность
    • Нейтральность
    • Независимость
    • Добровольность
    • Единство
    • Универсальность

    Быть вне политики могли не все. Некоторые государства, с одной стороны, поддерживая идеи Красного Креста, с другой, мелочно цеплялись к его христианской символике.

    Сестры милосердия Красного Креста в США, Бирмингем

    Так Турция сделала символом местного представительства Красного Креста – Красный Полумесяц. А Израиль присоединился к Красному Кресту на условиях, что символом их филиала организации будет Красный Магендовид, спор из-за этого длился 60 лет! Сошлись на том, что вместо Магендовида на международной арене израильский Красный Крест будет использовать красный ромб на белом фоне.

    МККК твёрд в своём нейтралитете, предоставляя помощь представителям всех враждующих сторон, если перед ним пострадавшие. Не все способны принять такой подход, но он поистине христианский – вспомним притчу о добром самарянине, который помог раненому иноверцу.

    Добровольцы – волонтёрские инициативы России

    В нашей стране предпосылкой для создания организаций, подобных Красному Кресту, стала война 1812 года. Тогда народ осознал мощь своего объединения перед лицом беды.

    Знаковым событием видится поддержка беженцев, которые уехали из столицы и других населённых пунктов, разрушенных Наполеоном. 

    Сохранились письма беженки-дворянки, которая нашла убежище на Черноземье. Она сообщает:

    «Тамбов битком набит. Каждый день прибывают новые лица» из Москвы, Калуги, Рязани и других городов, все они «грустные и убитые». Спустя три недели настроение их улучшилось: «Прибыв сюда с разбитым сердцем и с душевным горем, мы благодарны тамбовцам за их ласковые к нам поступки. Все наперебой стараются оказать нам услуги и нам остается лишь благодарить этих добрых соотечественников».

    Именно во время войны с Францией российские губернии создали «Комиссии о людях, выходящих из мест, занятых неприятелем». В обязанности «Комиссий» включалось  размещение беженцев по городам и селениям и финансирование их проживания.

    Благотворительный базар в дворянском собрании

    Рязанская губерния приняла ряд учебных заведений Москвы – с воспитанниками и учителями. Представители всех сословий получали денежное вспоможение от государства. Но для нас важен аспект народного волонтёрства. Рязанские монастыри тогда приняли «престарелых, немощных и малолетних». Рязанский дом призрения, заполненный беженцами, опекало «Патриотическое дамское общество», собиравшее «деньги и вещи» особо нуждающимся. Дополнительную помощь из благотворительных средств с ноября 1812 г. оказывал из Петербурга новый общественный орган «Сословие призрения разоренным от неприятеля», действующий посредством своих региональных представителей.

    Патриотическое чувство вдохновляло частную благотворительность многих дворян. Остались сведения о помещиках, которые давали беженцам деньги, одежду и кров. 

    Христианское милосердие стало ответом на ужасы войны, и добро победило.

    В России вместо определения «волонтёр», как правило использовали слово «доброволец».

    Русско-турецкие войны спровоцировали дальнейшее развитие добровольческого  движения среди гражданского населения нашей родины. В 1854 году была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия, почти все представительницы которой стали участницами Крымской войны. Около двухсот медсестёр, семнадцать из которых погибли. В конце 1870-х годов на фронт в качестве сестёр милосердия отправились монахини Свято-Никольской обители.  

    Татьянинской комитет

    XX век принёс с собой новые бедствия. Первая мировая война повлекла вынужденную миграцию населения Российской Империи. С западных окраин от германских войск в глубь страны двинулся многонациональный поток беженцев: украинцы, поляки, русские, латыши, евреи. 

    Беженцы в Первую мировую войну

    14 сентября 1914 года был создан Комитет для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий под председательством Великой княжны Татьяны Николаевны, дочери Государя. Поначалу он занимался ранеными солдатами, но затем основные силы и средства были направлены на помощь мирным жителям.

    волонтеры добровольцы
    Цесаревна Татьяна Николаевна делает перевязку Д.Я. Маламе в Царско-Сельском лазарете, осень 1914 г.

    Татьянинский комитет давал беженцам возможность обустроиться в новых условиях и привлекал к ним внимание местного населения. Он расширял сеть своих отделений, открывал врачебно-продовольственные пункты на железнодорожных станциях. Так, на станции «Калуга» Комитет построил бараки для транзитных пассажиров, открыл кухню для них, каждый поезд встречали медики, тех, кто заболел в пути, помещали в больницу.

    Комитет существовал на пожертвования и государственные средства.

    Стоит отметить, что волонтёрство в годы войны всегда вдохновляли и поддерживали женщины, особенно из обеспеченных семей. Они организовывали благотворительные вечера в пользу беженцев, собирали для них вещи, шли в больницы. 

    Великая Отечественная и волонтёрство

    В годы Великой Отечественной войны не употребляли громкое иностранное слово «волонтёрство». Но население тыла взяло на себя обязанности мужчин, которые ушли на фронт. Женщины и подростки стали опорой фронта в промышленности и земледелии.

    Вторая мировая война, беженцы на дорогах Смоленщины

    В доме напротив моего живёт пенсионерка. Когда началась война, ей было 11 лет,    девочка пошла трудиться в колхоз. После Победы села за руль трактора и проработала на нём всю жизнь. Брала на себя мужскую работу, таскала тяжести.

    – Может, поэтому и детей у меня нет, – с горечью обронила моя соседка…

    Знакомая, профессор-историк, в годы войны девушкой лет пятнадцати работала у станка. Что интересно, обе дожили до 90 – Бог дал долголетие.

    Если вспомнить о беженцах, то их поддержка была всенародным порывом, стихийным волонтёрством. За первые полгода войны из городов европейской России, Украины и Белоруссии на восток выехало 10,2 млн человек, а в первой половине 1942 г. – еще больше  1,6 млн граждан. Они встречали тёплый приём у населения.

    Брат Юрия Гагарина – Валентин, пишет в своих мемуарах: «Много ли дней минуло с начала войны, а мимо нашего дома по дороге, днем и ночью, тянутся вереницы беженцев из западных, приграничных областей. Никогда прежде не видели мы такого потока людей: старики и старухи, женщины и дети. У многих  тощие котомки за спинами. Мы знаем: в этих котомках нехитрый и зачастую ненужный скарб. Останавливаясь у деревенских изб, беженцы пытаются обменять его на продукты. Колхозницы негодующе машут руками: дело ли грабить обездоленных? — и выносят им хлеб, молоко, яйца.

    С Юрой — и это сразу бросилось в глаза — резкая произошла перемена. Обычного веселья и резвости в нем почти не осталось — он реже улыбался, стал молчалив и задумчив, целыми днями не отходил от крыльца и от колодца. Он выносил на улицу и раздавал беженцам всё, что находил в избе, в погребе, на огороде. Когда ж видел в толпе беженцев очень усталых, изголодавших ребятишек, зазывал домой.

    — Взрослеет Юрка, — говорила мама и радовалась, глядя на него, что сердцем не черствый растёт парень. Сколько их, беженцев, вошло в те дни в двери наших домов!…»

    Особенное сострадание вызывали те, кого смогли вывезти из Ленинграда.

    волонтеры добровольцы
    Эвакуация детей из блокадного Ленинграда

    Эвакуированных приглашали на квартиру, находили им работу, несли для них вещи. Такое происходило не только в центральной России, но и в республиках Средней Азии.

    Но что примечательно, порой сострадание русского народа вызывали и пленные немцы. Обезоруженные враги, которых водили под конвоем на работу или держали под арестом, порой получали кусок хлеба  от сердобольных женщин. Возможно, сама они потеряли на фронте родственников, но православное сознание помогло удержаться от безоглядной ненависти.

    «Если уничтожится милосердие на земле, то всё погибнет и истребится»,

    пишет святитель Иоанн Златоуст

    Кто помогает Донбассу?

    Когда военный конфликт на Донбассе только начинался, благотворительная деятельность в поддержку непризнанных республик кипела вовсю. Но если сегодня заглянуть в волонтёрские паблики и на сайты, посвящённые ДНР, ЛНР, можно заметить, что большинство из них не действуют или изменили свою направленность.

    Где-то забыли о благотворительности, посвящая все посты политике. Где-то админы докатились до рекламы средств для улучшения потенции. Где-то раз в год собирают средства, а в остальное время постят развлекательные мотиваторы. Где-то набирают новых добровольцев, но отнюдь не в мирных целях…

    Беженцы Донбасса

    К военному конфликту в Луганской и Донецкой областях россияне просто привыкли. Но на Донбассе стало ещё больше обнищавших людей, чаще это пенсионеры, брошенные родственниками, матери с  детьми, тяжело больные.

    Думаю, количество волонтёров на Донбассе во многом зависело от гуманитарной помощи из России, которую они раздавали. Сами лично средства не собирали, поэтому когда поток гуманитарки иссяк, волонтёры тоже испарились.

    Существующие потеряли запал или не вызывают доверия. Если известный человек сначала оповещает СМИ, что ему жертвуют миллионы, а отчитывается о пакете пряников для сиротки, любой усомнится в честности такого волонтёра.

    волонтеры добровольцы

    Сегодня самой активной и вызывающей доверие волонёрской организацией, на мой взгляд, является «Пища жизни. Донецк». Я давно заметила её собщество в ленте Фейсбука, есть они и ВКонтакте, Одноклассниках. Пустых постов у «Пищи жизни» нет. Это всегда конкретный отчёт с цифрами и фотографиями. Без красивых слов, но содержательный. Деятельность ведут на средства, собранные в соцсетях.

    На фотографиях – очереди и толпы тех, кому волонтёры «Пищи жизни» раздают хлеб, кашу, суп. Осунувшиеся, сутулые старики и старухи. Беспомощные инвалиды в колясках. Бледненькие дети, лица которых озаряются улыбками при виде сладостей. 

    «Присоединяйтесь к нам – накормим людей вместе! Пусть для кого-то вы не станете героем, но для голодных детишек и стариков вы можете им стать!», пишут волонтёры.

    Видеорассказ о «Пище жизни»

    Примечательно, что этот, самый деятельный волонтёрский проект на Донбассе, не поддерживает идеологию ни одной политической партии. Тогда как политизированные волонтёрские объединения свернули деятельность.

    Один из волонтёров «Пищи жизни» говорит о помощи мирному населению: «На самом деле все понимают, что это делает Господь. Он заботится о всех живых существах, и вот кто-то добровольно становится Его руками – кормит людей. Естественно, Он это поддерживает. Мы надеемся на Господа и желаем всем успеха».

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *