Власьев день (11 февраля по старому стилю), о котором мы рассказали в предыдущем материале рубрики «Народный календарь», как правило, всегда сопровождается крепкой стужей: «Об ину пору мороз обожжет на Власья до слез!» Зачастую власьевские морозы в середине февраля-бокогрея длились целую седмицу после «Коровьего праздника». При этом крестьянский опыт подсказывал, что это последние холода в уходящем снежном сезоне. Как сказывали наши предки, святой Власий «сшибал рог с зимы», и уж та отступала окончательно и бесповоротно.
Февральские песнопения
Искание святости, характерное для русского народа, не могло не отразиться в его фольклоре. Странствующие певцы, сказители и калики перехожие из уст в уста передавали былины, притчи и духовные канты, в которых главными героями были святые угодники, утверждавшие на земле правду Божью. Известны многочисленные песнопения про подвиги Егория Победоносца, Володимира Красна Солнышка, Ильи Муромца, Димитрия Донского, Андрея Пересвета, Александра Ослаби и других христианских воинов.
А 17 февраля по старому стилю крестьяне в самых разных уголках Руси воспевали подвиги великомученика Фёдора Тирона, который в незапамятные времена также удостоился внимания древних песнотворцев. В одних краях великомученика величали «Хвёдором Тирянином», в других – «Тиринином», «Тыриновом» или «Тырянином».
Народная молва в ярких образах и живописных метафорах передаёт сюжет, заимствованный из апокрифа «Чудо бывшее святою Феодора Тирона, како выведе матерь от змея», включённого в «Список отречённых книг».
И пусть с каждым поколением сюжет обрастал в разных краях новыми вымышленными подробностями, но едва ли не в каждой строчке этих красивых стихов сквозит народная любовь к святому мученику, трепетное переживание за его участь и беспрекословное упование на Господа и Пресвятую Богородицу.
Хвёдор Тирянин
Народный песнопевец повествует, как царю «Констинкину Самойловичу в той земли во турецкия, во святом граде в Ерусалимове прилетала калена стрела, а на стреле было подписано: Царь Констинкин Самойлович! Отдай град ты охотою; не отдашь град охотою, мы возмем град неволию!»
И вскричал государь народу: «Вы люди, мои могучие, все гости почетные! Кто постоит за город Ерусалим и за всю веру крещеную, за Мать Божью Богородицу?».
Из всех жителей на бой с супостатом решился один лишь его родный сын – отрок Феодор: «Уж и дай мне благословленье, уж и дай мне коня добраго, уж и дай мне сбрую булатную: поеду против царя июдейскаго!.. Я надеюся и начаюся на силу я небесную, на Мать Божью Богородицу!»
Благословил его с горечью батюшка, и взял с собой Феодор «книгу, крест и Евангеля. Он поехал чистым полем, возвивается яко сокол по поднебесью, он бился-рубился три дня и три ночи, с добра коня не слезаючи и хлеба не скушаючи, и воды не спиваючи: побил царя июдейскаго»…
Тирон-змееборец
Вернулся Феодор домой и всё бы хорошо, но не тут-то было: «Змей огненный, двенадцатикрылых-хоботов, полонил его (Фёдора) матушку Феодорису-и-Микитишну и унес его матушку во печеры во змииныя, ко двенадцати змеенышам».
Вновь отправился святой отрок на чужбину, на этот раз за родной матушкой, и убил стрелой змея лютого, и освободил из полона кормилицу. «А родимая моя матушка! Стоит ли мое хождение против тваво и рождения? Стоит ли мое рачение паче тваво хождения?» Отвечает умиленная подвигами любящего сына Феодориса-и-Микитишна: «О, млад человек да Федор, да Тиринин! Стоит и перестоити!»
Возвратившись домой Феодор Тырянин оставил наказ жителям Ерусалима, который обращён к каждому, кто слушал сей сказ:
«Поимейте вы, православные, перву неделю Великаго Поста. Кто поимеет первую неделю Beликаго Поста, того имя будет написано у самого Господа во животныих книгах!»
Упоминание о первой неделе Великой четыредесятницы в народной песне неслучайно. Кроме того, что память святому великомученику Фёдору Тирону совершается 17 февраля, празднование в его честь отмечается ещё и в субботу первой недели Великого поста.
На самом деле сей святой великомученик жил в IV веке не в «Ерусалиме», а на северо-востоке Малой Азии, в городе Аласии. Фёдор Тирон действительно был воином, исповедовавшем во времена гонений христианскую веру твёрдо и во всеуслышание. Однажды он отказался поклониться языческим богам и был приговорён к казни. Фёдор мученически погиб за Христа, взойдя на костёр с молитвой на устах. Житие великомученика и народные легенды о нём свидетельствуют об одном – его самоотверженной борьбе за «веру крещеную».
На пороге позимья
Вторая половина февраля-бокогрея знаменательна ещё и Тимофеем Весновеем да Прокопом Дорогорушителем. В первом случае речь идёт о 21-ом дне февраля по старому стилю, когда вспоминается преподобный Тимофей Олимпийский (в Символах), после которого на русских просторах впервые задували тёплые весенние ветра: «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей».
А после 27 февраля – дня исповедника Прокопия Декаполита – наступала пора распутицы, когда окончательно оттаивали зимние дороги, и санный путь превращался в непроходимый водостой. Поэтому и прослыл на Руси сей угодник Божий в одних краях «Дорогорушителем», а в других – «Дорогопрокопателем».
Вслед за февральскими перезимними днями на Руси наступает позимье, а в иных местах эту пору величают «пролетьем». Но об этом и многом другом мы расскажем в следующих выпусках рубрики «Народный календарь».