Источник: Православие.ru
Многие читатели помнят появившуюся несколько лет назад информацию о том, что известный американский актер, певец, музыкант Джонатан Джексон вместе со своей семьей принял Православие. В своих интервью он упоминал о том, что первый православный священник, с которым он общался, отец Джон Стрикленд, много рассказывал ему о Святой Руси. С тех пор у него возникло твердое желание посетить Россию. И вот, в этом году Джонатану и его семье удалось побывать в нашей стране. Он приехал вместе с женой Элизой (в крещении Елисавета) и детьми Калебом (Николай, 15 лет), Адорой (Анастасия, 13 лет) и Тайтосом (Тит, 7 лет). Мне посчастливилось сопровождать семью Джексонов в течение всей поездки по России, которая проходила с 10 по 21 июля 2018 г.
Прилетев в Москву 10 июля, гости сразу же направились в Сергиев Посад. Уже сам вид гостиницы при Свято-Троицкой Сергиевой лавре произвел на них сильное впечатление. По их словам, они никогда не были в гостиницах, где бы висели иконы при входе и в номерах, а стены трапезной были расписаны фресками. После небольшого отдыха семья Джексонов отправилась в лавру. Первым делом посетили Троицкий храм, где помолились преподобному Сергию, приложились к его мощам. В это время служился акафист преподобному, по окончании которого батюшка всех нас помазал маслом от лампады у его мощей. Затем поклонились и другим святыням лавры, а также помолились за вечерней службой в Успенском храме.
На следующий день, 11 июля, паломники посетили церковь священномученика Климента, Папы Римского, в Москве. С благоговением рассмотрели живопись, приложились к иконам. Джонатан сказал, что знаком с трудами святого Климента, читал их, когда только обратился в Православие.
После этого в программе было посещение Третьяковской галереи. Прежде всего, зашли в храм при галерее, где с трепетом поклонились великой святыне – Владимирской иконе Божьей Матери. Копия этой иконы есть у них дома в Америке.
Сильно впечатлила гостей древнерусская живопись – иконы XII–XVII веков. Среди них особое восхищение вызвали иконы Андрея Рублева, и особенно Святая Троица. Сравнивая эту жемчужину древнерусской духовности с аналогичной иконой Симона Ушакова, они отдали предпочтение первой. Я сказал им, что такого же мнения придерживался известный писатель Владимир Солоухин. Понравились картины многих более поздних художников: Сурикова, Левитана, Репина, Саврасова; кто-то, как, например, Врубель, не произвел сильного впечатления. Но особенно гости прониклись живописью Михаила Васильевича Нестерова.
Некоторые репродукции его картин Джонатан и раньше видел, но не знал имени художника. Теперь же у него сложилось цельное представление о его творчестве. Сам, будучи человеком искусства, автором книги «Тайна искусства», посвященной становлению художника в образе Божием, Джонатан увидел воплощение многих своих идей в творчестве Нестерова.
Элиза, будучи итальянкой по происхождению, сказала, что в период до принятия Православия гордилась живописью своих земляков эпохи возрождения, например, Микеланджело. Считала эти картины высшими образцами искусства. Но после прихода к Православию ее сознание и душа изменились, как бы преобразились, и она поняла, что Микеланджело – это совсем другой тип живописи, далекий от того, на что вдохновляет художника истинная духовная жизнь. Живопись Нестерова покорила ее душу, она даже не подозревала, что такие шедевры могут существовать, что художник так может преобразить природу и людей в своем духовном мире, согретом Духом Божиим.
Следующим пунктом маршрута было посещение Марфо-Мариинской обители. Элиза крещена в Православии именем Елисавета, в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны. Они знали, что где-то в Москве есть монастырь, основанный Великой княгиней в честь Марфы и Марии, но не более того. И вот, приехав в Россию, они увидели воочию этот шедевр архитектуры и один из центров духовности. Большое впечатление произвел сам монастырский храм, выполненный в стиле древнерусских церквей, памятник Великой княгине, созданный В.М. Клыковым, а внутри опять ждала встреча с Нестеровым – он расписывал внутреннее убранство храма.
В этот вечер шло всенощное бдение перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Гости побывали на этой службе, приложились к мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Погода в этот день была переменчива: яркое солнце и проливной дождь часто сменяли друг друга. Собравшись выходить из храма, мы поняли, что в ближайшее время из-за проливного дождя мы не сможем это сделать. Постояв немного в притворе, гости решили оставить некоторое пожертвование в свечной лавке. Каково же было удивление, когда через пять минут после этого тучи совершенно рассеялись, засияло солнце, и над обителью появилась радуга. Маленький Тит перед выходом из монастыря припал к памятнику Елисавете Федоровне и долго молился своей детской ангельской молитвой. После этого паломники успели посетить находящийся поблизости храм святителя Николая в Пыжах, где приложились к чудотворному образу Царя-мученика Николая и послушали проповедь настоятеля отца Александра Шаргунова после всенощного бдения.
Следующий день, 12 июля, начался с посещения Покровского монастыря и поклонения мощам святой блаженной Матроны Московской. Очередь к мощам блаженной Матроны была большая, часа на два. У России с Америкой большая разница во времени, что в первые дни было тяжело для наших гостей, особенно для детей. Постояв в очереди минут 30, мы решили подойти к охранникам, чтобы разрешили хотя бы матери с детьми подойти к мощам без очереди. Объяснили им ситуацию, и добрые охранники разрешили нам всем подойти к мощам. Таким образом, сама блаженная Матрона помогла нам.
Далее мы посетили храм Христа Спасителя, помолились у мощей святителя Филарета Московского, приложились к иконам, рассмотрели великолепное внутреннее убранство и внешнюю красоту этого замечательного храма-памятника. Посетили также Красную площадь, осмотрели здание Государственного Исторического Музея, собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Лобное место. Кратко я рассказал гостям об истории этих мест. После этого вечерним поездом переехали в Санкт-Петербург.
Особую роль в формировании Джонатана как личности и христианина сыграло творчество Федора Михайловича Достоевского. Впервые он прочитал «Идиота» в 14 лет и с тех пор навсегда «заболел» Достоевским. Писатель сильно повлиял и на его обращение в Православие. В связи с этим одним из основных пунктов пребывания наших гостей в России было посещение памятных мест, связанных с именем великого русского писателя. Нам заранее также удалось договориться о встрече с потомками Федора Михайловича Достоевского.
Утром 13 июля в Александро-Невской лавре семья Джексонов встретилась с семьей Достоевских в лице правнука Федора Михайловича – Дмитрия Андреевича Достоевского – и его сына Алексея, праправнука писателя. Вначале посетили Троицкий собор, приложились к мощам благоверного князя Александра Невского. Затем прошли на Никольское кладбище, к могиле чтимого старца – митрополита Иоанна (Снычева), а после этого посетили в некрополе могилу Ф.М. Достоевского, помолились о его упокоении.
Дмитрий Андреевич Достоевский много рассказывал о своем великом прадеде, а также о прабабушке, Анне Григорьевне Достоевской, которая в юности жила по соседству с лаврой, а ее дом и по сей день сохранился. Немного прошлись по некрополю, осмотрели также могилы П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и многих других деятелей русской культуры. После этого все вместе поехали в музей Ф.М. Достоевского. Здесь Дмитрий Андреевич продолжил рассказ о биографии и судьбе писателя, дополняя официальную историю семейными преданиями. Особенно важным для Джонатана и его семьи было увидеть своими глазами обстановку музея, ощутить дух той эпохи, в которую жил писатель. Все это произвело сильнейшее впечатление на наших гостей.
После этого была пешеходная прогулка по центру города с рассказом об основных храмах, дворцах и других достопримечательностях. Паломники также посетили Казанский собор, где приложились к чудотворной иконе Божией Матери, осмотрели могилу М.И. Кутузова. Затем была часовая экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга, что тоже очень понравилось. Завершился же этот день вновь встречей с семьей Достоевских. По приглашению Дмитрия Андреевича мы побывали у него дома, слушали интереснейшие рассказы о прошлом и настоящем потомков великого писателя, рассматривали семейные реликвии, пили душистый чай с пирогами. Джонатан был сильно впечатлен русским гостеприимством и историчностью этого уникального момента. Получив на прощание подарки от семьи Достоевских, мы тепло с ними попрощались, договорившись непременно встретиться в следующий раз.
Следующий день, 14 июля, начался с посещения Петергофа. Кратко мы рассказали гостям об истории этого замечательного пригорода Санкт-Петербурга, о функционировании фонтанов, о том, как трудно пришлось городу во время фашистской оккупации. Насладились прогулкой по парку, возле фонтанов, полюбовались красотой моря и видом на Кронштадт. После этого переехали на Смоленское кладбище, приложились к мощам блаженной Ксении Петербургской, помолились возле ее могилки в часовне. Затем проехали в Иоанновский монастырь, к мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского.
После небольшого отдыха был ночной перелет в Екатеринбург. Прилетели в Екатеринбург рано утром 15 июля. Немного отдохнули, после чего посетили Храм на Крови, посвященный новомученикам и исповедникам российским, построенный на месте бывшего Ипатьевского дома, в котором 100 лет назад была убита святая Царская Семья. С благоговением осмотрели храм, приложились к иконам. Сугубо помолились святым Царственным Страстотерпцам в нижнем храме, на месте расстрельной комнаты.
Посещение храма произвело на паломников очень сильное впечатление. Перед тем как ехать в Россию, они читали переписку Государя с Государыней, прониклись их светлыми личностями и очень полюбили семью святых мучеников. Также им очень понравилась песня Жанны Бичевской, посвященная царственным мученикам, припев которой составляют их имена. Джонатан и Элиза потом часто напевали эту полюбившуюся им песню.
Надо сказать, что в преддверии основного события – ночной литургии в Храме на Крови – шла подготовка к нему, многие священники уже в этот день исповедовали всех желающих. Таким образом, в этот вечер нам удалось поисповедоваться и получить благословение на Причастие назавтра.
Далее наша дорога лежала к месту особой скорби и одновременно духовного торжества – монастырю святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Посетили вечернее богослужение, поклонились кресту возле самой ямы. Увидели паломников, многие из которых шли пешком со всех уголков России, приехали из-за рубежа – все они собрались здесь в преддверии памятной даты. Здесь наши гости ощутили большую духовную радость, мир, покой, тишину – то, чего многие люди интуитивно ищут и не могут найти в нашей суетливой жизни.
На следующий день, 16 июля, мы вновь посетили Храм на Крови, в котором шла малая вечерня с акафистом святым Царственным Страстотерпцам. После акафиста приложились к иконам, в том числе и к иконе Божией Матери Троеручица, которой Царская Семья молилась в заточении. Наши гости успели выучить многие фразы на русском и церковнославянском языках, поэтому, когда я читал последование к Причастию, Джонатан тоже участвовал в этом, подавая возгласы «Господи, помилуй» и некоторые другие. После небольшого отдыха, в 10 часов вечера мы направились вновь к Храму на крови, где в полночь началась литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Кириллом. Пожалуй, это было кульминационным событием для всех нас в эти дни. Все мы сподобились, по милости Божией, причаститься на этой литургии Святых Христовых Тайн.
Наши паломники стойко выдержали все тяготы многочасовых служб, держались бодро, в том числе и семилетний Тит, которого я подносил к Причастию на руках. По окончании литургии мы прошли небольшой участок пути вместе с крестным ходом, который направлялся на Ганину яму, а затем отправились в гостиницу, ибо назавтра нас ждало продолжение паломничества по Святой Руси. По словам наших гостей, это событие они запомнят на всю жизнь.
Следующий день, 17 июля, был занят перелетом из Екатеринбурга через Москву в Нижний Новгород. Гостям очень понравился этот старинный город, и особенно живописный вид из гостиницы на Оку. Наступило 18 июля, день памяти преподобномучениц Елисаветы и Варвары и всех алапаевских мучеников. Утром мы поздравили Элизу с днем ангела и отправились на автомобиле в Дивеево. По дороге заехали в Арзамас, осмотрели храмы на Соборной площади. По приезде в Дивеево, мы прежде всего посетили приходской храм преподобномуценицы Елисаветы. Праздничная литургия к тому времени уже закончилась, но мы приложились к иконам, две из которых (преподобномученицы Елисаветы, а также икона с изображением равноапостольного князя Владимира и государя Николая Второго) в эти царские дни замироточили. В этом храме нас ждало и еще одно чудо. Оказывается, помимо верхнего храма, освященного в честь преподобномученицы Елисаветы (покровительницы Элизы Джексон), есть еще и нижний храм, освященный в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который является покровителем Джонатана, и также в нижнем храме есть иконы святителя Николая (в честь которого крещен Калеб) и Анастасии Узорешительницы (покровительницы Адоры).
Таким образом, кроме Тита, обладателя достаточно редкого имени, все члены семьи Джексонов нашли в этом храме своих покровителей. Это произвело незабываемое впечатление.
После этого мы посетили три святых источника в Дивеево и, наконец, подошли к самому монастырю. Сначала зашли в Казанский храм перед монастырской оградой, приложились к мощам святых дивеевских жен, вспомнили историю монастыря и некоторые пророчества батюшки Серафима Саровского. После этого зашли внутрь монастыря, посетили Троицкий храм, с благоговением приложились к мощам преподобного Серафима, осмотрели некоторые его личные вещи, хранящиеся также в храме. Приложились к иконам, в том числе к иконе Божией Матери «Умиление», зашли в Преображенский собор, прошлись с молитвой вдоль Канавки. После этого немного отдохнули на скамейке.
Элиза сказала, что при посещении таких мест забываешь обо всех невзгодах и жизненных проблемах и ощущаешь в душе мир, покой, тишину и духовную радость. После этого мы проехали в деревню Цыгановка, на источник преподобного Серафима, где окунались в студеную воду. Это также нам придало духовной радости и физической бодрости. Поздно вечером вернулись в Нижний Новгород.
На следующий день, 19 июля, рано утром вылетели из Нижнего Новгорода и через Москву прилетели в Минеральные Воды. Здесь посетили Покровский храм, где приложились к мощам местночтимого святого Феодосия Кавказского, затем проехали в Пятигорск, поднялись на вершину горы Машук, вспомнили поэта М.Ю. Лермонтова, чья жизнь трагически оборвалась здесь. Посетили также замечательный храм Трех святителей. Джонатан, как часто посещающий монастыри святой горы Афон, был приятно удивлен многими иконами и святынями, привезенными местными батюшками с Афона. Сам Трехсвятительский храм представляет собой гармоничное сочетание византийской и древнерусской традиций.
Следующий день, 20 июля, начался с переезда в село Прасковея и город Буденновск (бывший Святой Крест). Я рассказал Джонатану и его семье об истории этих мест и трагических событиях 1995 года, которые нашли глубокое сочувствие в их добрых сердцах. Здесь мы побывали в храме Александра Невского, а также посетили храм Казанской иконы Божьей Матери, где приложились к иконе святого благоверного князя Михаила Тверского, принявшего мученическую кончину в орде, на месте будущего города Святой Крест (Буденновск).
После небольшого отдыха состоялся ночной перелет из Минеральных Вод в Москву, где я проводил дорогих гостей на самолет в Америку. Мы тепло попрощались, условившись, что непременно они будут приезжать в Россию неоднократно.
Подводя итог, можно сказать, что посещение России, паломничество по святым местам, встречи со многими русскими людьми произвели сильнейшее впечатление на Джонатана Джексона и членов его семьи. По их словам, они побывали в Святой Руси, которая теперь навсегда останется в их сердцах. После этого большого паломничества они стали в какой-то степени другими людьми, что-то внутри преобразилось, и их души теперь всегда будут тянуться к России. Также эта поездка повлияла и на творчество Джонатана, особенно музыкальное. Русская духовность стала сильнейшим источником вдохновения для него. Все русские люди, которым выпала большая честь и радость общения с этой прекрасной американской семьей, также чувствуют глубокую братскую любовь к ним и ждут с нетерпением следующих встреч.