• Источник: Личный блог автора

    Однажды меня позвали к одному старенькому дедушке, чтобы его исповедать и причастить. Когда я к нему зашел, у нас оказался довольно короткий разговор. Дедушка поздоровался, спросил что нужно принести и после, поудобней сев на кровати, сказал: «Ну, вот все, я готов. Делайте что нужно». Я попытался расспросить что он знает об исповеди, грехе, причастии, но и здесь разговор не вышел. «Грехов у меня нет, а что такое причастие я не знаю… Ну вы делайте процедуру или что-то еще нужно принести?»

    К сожалению, исповедь не получилась. После, я позвонил одному мудрому священнику за советом как быть. Вроде человек старенький, болеет, жалко как-то, но, в то же время, как можно причащать без покаяния и, наверное, веры. «Отче, у человека была целая жизнь, и он так и не смог прийти к покаянию. Неужели ты думаешь, что сейчас сможешь как-то склонить к покаянной исповеди? Если человек не хочет каяться, ты и не заставишь. За целую жизнь он так ничего и не понял. По человечески жалко, но нужно поступать по-христиански, по-церковному». 

    церковные таинства

    Церковные Таинства, как услуги и процедуры

    Такая вот беда. К Таинствам относятся как к процедурам. И это ни что иное как потребительское отношение, имеющее своей целью не сближение с Богом, но решение сиюминутных проблем. Из такого потребительского отношения вытекают неудобные ситуации, когда люди хотят от Церкви чего-то чего и сами не знают и знать не желают. Вот потому в такой позиции человек консервируется и становится не способным к духовной жизни. В большей мере это из-за того что вся наша жизнь протекает в капиталистическом обществе и заточена на потребление и предоставление услуг. Вот и воспринимается все Церковное как услуги и не более. 

    Такой образ отношений встречается и в семье, когда муж от жены, родители от детей, дети от родителей требуют исполнения обязанностей и не более. Нет отношений по любви. Есть обязанности и услуги. Как результат – полное одиночество со всеми вытекающими. 

    церковные таинства

    Церковь не магазин

    Приходит человек первый раз в храм и сразу идет к Чаше Причастия без исповеди. Вот как в магазине – все в очереди и я в очередь, и я хочу что-то себе взять. Потом люди обижаются, когда им говорят что они сейчас еще не готовы к Причастию, недоумевают, почему им отказывают. Вот точно так, как если бы им отказали в магазине.

    В сферах обслуживания возмущения могут быть оправданы, но только не в Церкви. Для начала нужно понять, что Церковь и все Церковные Таинства – это не услуги. Это Таинство взаимоотношения Бога и человека, которое возможно только тогда, когда есть взаимное стремление к такому общению.

    Естественно, Бог тянется к нам и зовет к Покаянию. Но беда в нас. Спасение души возможно когда есть синергия т.е. сотрудничество Бога и человека не на основах капитализма, но на основах любви. Вот тогда и будет осознание своих грехов как нечто что мешает любить Бога, вот тогда будет и жажда к молитве, богослужению, вот тогда, наконец, будет интересно знать что нам говорит Бог через Священное Писание. 

    Ну, а пока, будем продолжать бороться за то, чтобы в человеческом понимании Церковь воспринималась не как контора по предоставлению духовных услуг, но именно как Церковь, Тело Христово, союз любви Бога и человечества.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий

    • Батюшка, уже боролись. До того доборолись, что всю страну разрушили и веру потеряли. Может быть просто надо любить этих людей, которые первый раз зашли в храм и ничего еще не знают? Они потом узнают и будут сознательно подходить к исповеди и причастию. Если мы не выгоним их своей борьбой из храма навсегда, конечно.