Речь не о тех, кто после революции попал «из грязи в князи», а о настоящих родовых дворянках.
Женские судьбы в стране Советов
Во все времена судьба женщины была связана (сопряжена) с мужчиной. Даже в стране, где вся жизнь строилась согласно новой идеологии, которая «научно» объясняла неизбежность отмирания семьи. Жизнь упрямо связывала мужчину и женщину супружескими узами. Бурные события двадцатого века не смогли изменить закон природы. И вождь мирового пролетариата В.И. Ульянов-Ленин, и верховный правитель адмирал А.В. Колчак имели жён. Не говоря уже о людях искусства. К примеру, режиссёр Г.А. Александров, создававший «новый мир» советского кинематографа. Все они познали настоящую любовь.
«Первая леди» страны Советов Надежда Крупская
Смешно звучит, не правда ли? Но судьба Надежды Крупской складывалась отнюдь не весело. Она родилась в семье поручика Царской армии Константина Крупского. Отец, как и полагается дворянину, позаботился о достойном образовании дочери. Надежда с золотой медалью окончила гимназию княгини Оболенской и год проучилась на Высших женских Бестужевских курсах. Там и познакомилась молодая вполне привлекательная курсистка … с марксистскими идеями, которые тогда были распространены в Высшем российском обществе и вызывали «всеобщее» сочувствие.
Тогда же произошло знакомство с не менее образованным молодым марксистом Владимиром Ульяновым. Оба стали участниками Союза борьбы за освобождение рабочего класса. Однако эта борьба часто сопровождалась потерей личной свободы. И письмо о признании в любви молодой Владимир посылал своей Надежде из тюрьмы. Впоследствии они оба были осуждены на поселение. Владимир был сослан в далёкое Шушенское, Надежда в Уфу. Вместе отбывать ссылку разрешалось только замужним.
Надежа подала прошение и направилась в глухую тайгу к Владимиру, где они и венчались (!) в местной церкви.
Согласитесь, поступок не рядовой для молодой барышни. С этих пор судьба Надежды Крупской была тесно связана с судьбой Владимира Ульянова и его страстным желанием мировой революции. Но годы сибирской ссылки, как это ни странно, она считала самыми счастливыми в их жизни. Они были вместе. Оба трудились над теоретической базой предстоящей революции. Да и условия были сносными. Рядом была мама Надежды Елизавета Васильевна, которая, кстати говоря, сопровождала молодую семью во всех ссылках. К тому же государство оплачивало содержание ссыльных.
После совместного «отбывания» в Шушенском Надежде пришлось возвратиться в Уфу, и «досиживать» оставшийся срок. А вот Владимир, оставив жену, вскоре покинул пределы страны, чтобы в безопасности продолжить революционную борьбу. Конспирация была строгой и Надежда, после отбытия ссылки, с большим трудом отыскала мужа в Мюнхене.
Она всецело отдалась делу мужа, терпя все невзгоды. В том числе и дружбу Владимира с «товарищем по борьбе» Инессой Арманд. Марксист В.И. Ульянов считал ревность буржуазным предрассудком. Надежда внешне соглашалась, но однажды не выдержала и вышла из этого треугольника, скрывшись в Перми. Это случилось в самый разгар гражданской войны. Пришлось посылать за ней товарища по партии уговаривать вернуться. Но это был только один эпизод, когда она «сорвалась». Все годы совместной жизни она была предана мужу и его делу. Владимир Ильич это ценил… и любил своего боевого соратника и венчанную жену.
В послереволюционные годы Надежда Константиновна Крупская все силы отдавала созиданию нового общества в молодой советской республике. Как высокообразованному человеку, партия поручила ей важный участок – воспитание молодого поколения. Она была включена в коллегию Наркомата просвещения, а в 1929 году назначена заместителем наркома.
Целью воспитания «нового» человека она считала «расцвет личности каждого ребенка, расширение его кругозора, углубление его сознания, обогащение его переживаний…». При этом он должен быть способным «осуществить социализм». В её педагогической системе преобладала революционная теория, и сказывалась отсутствие собственного материнского опыта. Но при этом Н.К. Крупская вполне обоснованно считается одной из зачинательниц советской системы образования со всеми её достижениями и недоразумениями.
Полученное в молодости классическое русское образование пригодилось для воспитания советского человека и не позволило окончательно скатиться к примитивным революционным лозунгам. Как видим, вопреки ленинскому утверждению, советским государством управляли совсем не кухарки.
Во главе пролетарского атеистического государства стояла родовая дворянская венчанная семья!!!???
Своё семидесятилетие Надежда Константиновна встречала скромно. На столе пельмени, кисель и торт от генерального секретаря партии товарища Сталина. В Советской России она была живым напоминанием о вожде и «создателе Советского государства», хотя внешне заметно утратившая былую привлекательность.
Анна Тимирёва
Ленин был не единственным борцом за «новый мир». Иной путь развития страны предлагал адмирал А.В. Колчак. У него тоже была законная жена. Была и большая любовь, но не к жене. Вернее не только к жене, а ещё и к её подруге. Семья Колчака была дружна с семьёй его сослуживца морского офицера Сергея Тимирёва. Они дружили семьями, а жёны были подругами. И надо же было так случиться, что Александр Колчак и Анна Тимирёва полюбили друга. Да так, что решились оставить свои законные семьи и соединить свои судьбы. Случилось это в самый разгар колчаковского наступления на Советы.
Никакой романист не в состоянии придумать такого сюжета для военно-полевого романа. А вот жизнь «придумала». У Александра и Анны никакого тихого семейного счастья никогда не было. Даже находиться вместе они не всегда имели возможность. Время было горячее. Шли тяжёлые бои с большевиками. Колчак создавал новую армию. И не только. По сути, приходилось заниматься государственным устройством на огромном пространстве Сибири. Анна Васильевна помогала, как могла. Вплоть до того, что шила своими руками обмундирование для белогвардейцев.
Но самой большой поддержкой была её любовь. Эта любовь была столь сильна, что когда колчаковские войска были разбиты, а сам адмирал оказался в плену, она добровольно последовала за ним в заключение. И была рядом до последнего дня. Тоже поступок достойный искреннего уважения.
После расстрела адмирала она была освобождена по «октябрьской» амнистии, но на следующий год вновь арестована. Позже выпущена на свободу и снова арестована, а затем и выслана. И так раз за разом. Ссылки. Поселения. Лагеря. Многократно. И это понятно. Её считали «колчаковской женой». Кем же она была на самом деле?
Анна родилась в семье известного русского музыканта, ректора Московской консерватории В.И. Сафонова. Она окончила ту же гимназию княгини Оболенской, что и Крупская. Вышла замуж. Ну, а дальше вы уже знаете. Не сложно представить, сколько испытаний и скорбей пришлось ей пережить. Перед войной был расстрелян её сын Владимир Тимирёв, известный советский художник. В 1960 году после реабилитации она поселилась в Москве, на Плющихе.
Именно Анна Васильевна с её блестящим образованием помогала С.Ф. Бондарчуку при съёмках фильма «Война и мир» в качестве консультанта по этикету. Светские манеры она знала не понаслышке. Анна Васильевна была так воспитана. С её помощью советские люди смогли заглянуть в дореволюционную эпоху. Узнали, какая она была, ушедшая Россия. Заслуга Анны Васильевны в этом неоценимая.
Любовь Орлова
А вот заслуга создания образа новой действительности – советской, принадлежит другой женщине. Любовь Орлова стала олицетворением простой советской девушки, поднявшейся из «народных глубин» к высотам искусства.
Но дело в том, что к этим высотам она поднималась вовсе не из глубин, а из дворянского гнезда. Причём гнезда знаменитого. По отцовской линии она происходила из даровитого рода Орловых. По материнской, рода Сухотиных. Её дед генерал Н.Н. Сухотин, между прочим, был создателем монархической организации «Русское собрание». Сохранилась книга с дарственной надписью Льва Николаевича Толстого маленькой Любочке, приходившейся ему родственницей.
Блестящую артистическую карьеру ей предсказал Фёдор Шаляпин, после детского спектакля, где она сыграла роль репки.
Излишне говорить, что Любовь Орлову любила «вся советская страна». Её любил всемогущий Сталин. Но ничего этого могло не быть без любви провинциала Гриши, известного теперь всему миру Г.А. Александрова, режиссёра фильмов «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь» и «Весёлые ребята». С него то всё и началось. На главную роль простушки Дуни долго не могли подобрать подходящую актрису. Григорию Александровичу посоветовали обратить внимание на поющую красавицу из театра оперетты. Смотрины решили судьбу «Весёлых ребят», молодого режиссёра Александрова и актрисы Орловой.
Они поженились. Вся последующая личная и творческая жизнь Любови Орловой была связана с Григорием Александровым. Что и говорить – золотая пара, во многом определившая лицо советского кинематографа тридцатых годов.
Был напряжённейший совместный творческий труд. Вскоре пришла слава, высокие звания, награды (сталинские премии, приз Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль). И была любовь. Большая многолетняя. Не было только детей. Но это «только» стоит слишком дорого.
У всех наших героинь не было продолжения рода. Любовь с большой буквы была, а вот радости воспитания детей они (кроме Анны) не испытали. Вероятно, в менее бурное время, их судьбы сложились бы по-другому. … Но их жизни уже прожиты. Кому досталась слава, кому тюремная похлёбка, кому заметная роль в советской педагогике. А вот скромную «роль» матери исполнили другие женщины. В других семьях рождались новые Надежды, Анны и Любови.
3 марта 2019
1 комментарий
Очень интересно было почитать, хотя все это, вообщем-то, всем давно известно. Хотелось бы теперь от этого автора почитать что-нибудь подобное об большом количестве известных людей, принёсших огромную пользу нашей стране в годы Советской власти, которые выросли в простой семье, где отец, к примеру, рабочий, а мама уборщица, но значение трудов этих людей от этого не менее ценно для общества.
А также порассуждать на тему быстрых темпов преодоления безграмотности в нашей стране в первые периоды Советской власти, бурного роста экономики, на остатках которой мы до сих пор и держимся, о целой плеяде ученых, людей творческих профессий – писателей, режиссеров, артистов, известных людей различных профессий, которые выросли и получили образование в СССР.
И дать оценку того, что же сейчас происходит в части духовной жизни в нашей стране сейчас. Посмотрев в интернете, например лекцию богословау Осипова А.И. «Информационная грязь калечит души». Понять, как же так получилось, что в Советское время мы жили гораздо чище нравственнее, и что произошло, когда рухнул Советский занавес, и вся эта грязь полилась на нас как из рога изобилия. И не смотря на то, что теперь мы можем свободно исповедовать веру, страна живет в духовном аду, благодаря всем возможным средствам массовой информации, а следовательно благодаря политике наших властей.