Источник: Газета "Вера молодых"
История преодоления одного из самых молодых священников Калуги – отца Павла Степанюк из Предтеченской церкви. О пути к Богу и еще одна история как становятся священниками.
С аудиторией он общается уверенно, легко; правильно артикулирует, интонирует, расставляет нужные акценты в предложениях, за словом в карман не лезет, точно знает, что и кому он сейчас скажет. Кажется, он даже знает, кто и как на его слова отреагирует – в ход идут и приёмы красноречия, и знание психологии. Так в России ещё лет пять назад говорили только эффективные менеджеры, бизнес-инструкторы, опытные политики да телеведущие.
Сегодня уроки лидеров могут давать молодые православные священники. Отец Павел Степанюк, клирик калужского храма св. Иоанна Предтечи, – один из них.
Новый тип русского священства
На примере отца Павла удобно рассуждать о новом типе русского священства. Вернее – о типе возвращающемся. Потому что до СССР священник в России всегда был первым оратором, способным своей паствой манипулировать (в хорошем смысле), то есть на нее воздействовать словом. В конце концов, какой ты проповедник, если твои слова не «жгут сердца»?
В СССР батюшек этому практически не учили: нужно было служить тихо, не лезть со своими проповедями дальше церковной ограды. В 90-е многих рукоположили и вовсе без гуманитарного образования – за чистое сердце и добрые намерения. За неистовую веру. То, что иногда священник и двух слов правильно связать не мог – вопрос десятый. Несколько лет – как все изменилось! В церковь приходит молодежь с Богом в сердце и на языке. Событие это нерядовое. Ему еще дадут оценку религиозные историки. Только бы не скатились эти молодые отцы к «чеховскому» типу священников, когда получили приход умными, сильными, талантливыми батюшками, а со временем превратились в брюзжащих, скучающих попов, сдались человеческим порокам.
Крещен, но не воцерковлен
…Отец Павел не из семьи священников. «Я был крещен, но не воцерковлен. Через бабушку шла какая-то духовная жизнь, но этого было недостаточно. Тем более я уехал из дома, из Обнинска, в 17 лет, учился, подрабатывал где-то, о храме долго и не думал», – признается батюшка.
Учился Павел на факультете психологии, но было время, когда подумывал – не поступить ли во ВГИК. Это, наверное, всем в голову приходит, кто со школьной сцены не слазил – и концерт провести, и в самодеятельности сыграть. Но в Москву не поехал. Что-то остановило. Скорее всего, скромность и страшная социофобия – до потемнения в глазах боялся даже телефонных разговоров. С таким «диагнозом» на факультете психологии самое место.
Наука о душе студенту Павлу нравилась. Да и вообще о душе он стал думать чаще. А тут еще верующие преподаватели, собрания православной молодежи, встречи со священником в ближайшем от родного КГУ храме – Никольском. Наконец, история любви. В храме встретил воцерковленную девушку. Она сегодня – матушка.
К четвертому курсу Павел стал часто и осознанно бывать в храме.
«Я не смогу рассказать откровенных подробностей, но в молодые годы все стараются что-то искать – себя, смысл жизни. Я свой смысл жизни нашел в вере»,
– говорит он.
Как становятся священниками
Потом была армия, где времени, чтобы подумать о жизни, стало неизмеримо больше. Появилось время и на чтение духовных книг. В общем, армия пошла на пользу: после дембеля Степанюк решил продолжить службу в… Церкви!
Отец Павел сегодня признается: «И я знаю многих священников и монахов, которых Бог в Церковь привел совершенно неожиданно! Более того, если бы им в молодости сказали, что они будут ходить в рясе, они бы покрутили у виска. Вот и мне, если бы кто сказал до армии, что я буду священником, я бы не поверил».
В семинарию Павел поступил без проблем. Начались годы трудов: нужно было успевать и отличником быть, и работать в том же Никольском храме – к этому времени семинарист уже женился, родился ребенок. Что делал в церкви – пономарил, помогал по хозяйству, ремонтировал алтарь, красил иконостас. Можно сказать, успел изучить устройство храма изнутри.
Его духовное взросление, рвение – вообще пример для молодых. С нуля освоил новую «профессию». Не побоялся посвятить себя служению, хотя не слепой – прекрасно видел, что это не престижно и «работа» сложная – к церкви отношение у людей до сих пор как к супермаркету чудес, а Бог для большинства – волшебник. Но пошел. Перед этим преодолел себя.
Преодоление себя
«Все в жизни складывалось так, чтобы помочь мне перебороть свои страхи, – рассказывает батюшка. – Как-то раз мне подкинули подработку – проводить соцопросы. Для меня это было ужасно. Стоишь на улице, пристаешь к людям, причем тебе надо, чтобы люди на все твои вопросы ответили. И вот мне пришлось переступать через себя, чтобы подходить к людям и начинать с ними разговаривать (смеется). В общем, все вокруг мне помогало стать открытым и общительным!»
Неудивительно, что столь целеустремленного парня заметили. И еще студентом семинарии рукоположили в диаконы, а спустя два года – и во иерея. В 26 полных лет. Так отец Павел оказался в храме св. Иоанна Предтечи.
Тут-то и пригодилась психология! Тут и проявились все Промыслительные пути, которые привели отца Павла к самому высокому служению человека. Здесь то и стало ясно, что ничего не было случайным. Каждая встреча, каждое преодоление, каждый выбор был камнем на вымощенной дороге к храму.
Наш священник – всегда психолог
Отец Павел: «У нас не принято ходить к психологам, в отличие от западного мира. У нас проблемами, о которых рассказывают психологу за океаном, всегда занимались священники. Культура наша такая была. Наш священник – всегда психолог. Потому что душа – это категория веры, категория богословская. Если человек верит в душу, значит, он верит и в Бога, который душу дал. В этом плане моя первая профессия не стала для меня потерянным временем».
Смысл Церкви и Веры
…В Предтеченском храме, что возвышается на перекрестке двух главных улиц Калуги, Московской и Кирова, приход большой. Молодого священника встретили здесь с радостью, и на эту радость был получен деятельный ответ. Иерей занялся культурно-просветительским центром – двухэтажное здание рядом с храмом. Настоятель отец Мефодий (Пронькин), доверивший новичку это дело, в своих ожиданиях не ошибся.
Раньше на приходе была только воскресная школа, а сегодня – более десяти секций, от библейской истории до кинолекториев, от рукоделия до литературного клуба, работает молодежное движение. Людей везде много.
Отец Павел: «Создан был центр только для одного – показывать и передавать людям смыслы. Смысл Церкви, смысл веры, религии как таковой. Потому что многие не понимают, зачем они ходят в храм. А нужно понимать».
Разрушенные храмы и души
Отец Павел не единственный молодой и энергичный священник Калужской области. Другое дело, что таковых не так много, как хотелось бы. Зато много разрушенных церквей, которые придется восстанавливать молодому поколению священства, достаточно разрушенных душ – они рано или поздно будут искать спасения.
Вот и отец Павел говорит: «В городе все больше становится людей воцерковляющихся. Я служу недолго, но при мне пришло немало людей, которые раньше вообще в храмы не ходили». Иерей скромно недоговаривает, что многие из «новеньких» теперь его духовные чада. Отцу Павлу, несмотря на возраст, есть что им рассказать о Боге и трудолюбии.