• Источник: RG

    В доме ремесел белорусского городка Лиозно произошло историческое событие: здесь возродили ткачество. Со станка, который не могли запустить в дело долгие годы, сняли первый рушник. Корреспондент “СОЮЗа” нашла нить истории и познакомилась с энтузиастом, разбудившим кросны. Им оказался 27-летний священник Иван Хоменя. Он с семьей живет в Лиозно, а служит в скромном православном храме в Зарубинках, что на Смоленщине. 120 километров на машине туда и обратно.

    священник Иван Хоменя
    Батюшка с прихожанами совершает паломническую поездку

    Более 15 лет ткацкий станок в Лиозно молчал. По заказу Дома ремесел его когда-то собрал здешний умелец, вживую никогда не видевший кросен, вводит в курс дела директор учреждения Инесса Самусенко:

    – За основу мастер взял книгу “Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии” Евгения Сахуты. На первый взгляд кросны вышли что надо, но вот загвоздка, на них никак не держались нити. Сотни попыток, и все бесполезно.

    В небольшом здании, где до 2016 года ютился Дом ремесел, квадратные метры были на вес золота. Кружки, выставки работ – все требовало пространства. А громоздкие кросны занимали чуть ли не полкомнаты. Скрепя сердце, их разобрали и надолго отправили в подсобку. Незавидную участь позабытого хендмейда изменил звонок, раздавшийся в кабинете Инессы Михайловны прошлой осенью. Участница народного клуба ремесленников “Крынiца” справилась о “здоровье” станка и отрекомендовала мастера, который мог бы его посмотреть. Так волею случая в Дом ремесел пришел Иван Хоменя, влюбленный в ткачество и все, что с ним связано.

    В первый же день станок все вместе вытащили на свет божий, поставили в коридоре и насновали около шести метров нитей, вспоминает Инесса Михайловна:

    – Желание, чтобы все получилось, было огромным! Спасибо Ивану Владимировичу, он сумел довести наши многострадальные кросны до ума – там подбил, тут подправил и, самое главное, – показал, как заправлять нити. Поверьте, это целая наука. Сегодня три мастера, включая меня, Ивана Хоменю и Татьяну Карман, ее постигли.

    священник Иван Хоменя
    Батюшка за работой

    Азы ремесла Иван Хоменя перенял от бабушки. Зинаида Ивановна лет десять уже не бралась за нити, но выбор внука полностью одобряет. Дома, на Брестчине, у них всегда были кросны, вспоминает собеседник. Двенадцатилетним мальчишкой он стал активно интересоваться ткачеством. Мог часами сидеть за этим занятием, нисколько не уставая. В богатой копилке увлечений паренька было пение в ансамбле народной музыки, а еще Иван собирал белорусский, украинский и русский фольклор. Голос у талантливого самородка и правда замечательный, не дадут соврать его коллеги по Дому ремесел:

    – Ткет и поет, мы просто заслушиваемся. Песни народные и очень уж душевные.

    Иван Владимирович свои заслуги оценивает скромно:

    – Вначале я и не помышлял о ликбезе здешних мастеров. Думал, вдруг этот станок у них “лишний”, а мне бы точно пригодился. Когда оказалось, что с ручным ткачеством в районе проблемы как раз из-за кросен, которые долго считали неподходящими, понял – нужно исправлять положение.

    Хоменя помогает умельцам безвозмездно, на общественных началах. Часами показывает, объясняет, неизменно разбавляя учебу шутками-прибаутками. Интересно, что и дома не упускает возможности поткать в удовольствие. Его собственные небольшие кросны часто при деле, особенно зимой, когда хлопот по хозяйству меньше. Свои готовые работы и намеченные на будущее узоры Иван Владимирович демонстрирует на планшете:

    – Что чувствую, когда сажусь за кросны? Процесс особый – все заботы, тревоги отходят на второй план, растворяются, пока пальцы летают над нитями. Каждый узор – загадка, чтобы понять ее, важны мастерство, внимательность и хороший настрой.

    А в Доме ремесел теперь с энтузиазмом рассуждают о том, сколько возможностей открывают усвоенные уроки домотканой классики. Наверстывать упущенное намерены с традиционной юбки в “елочку”. Для этого будет очень кстати появившийся у лиозненцев второй ткацкий станок. Приобретение стало возможным благодаря премии: в этом году за высокие творческие достижения в области культуры и искусства Лиозненский Дом ремесел признали лучшим на Витебщине. Освоенное с нуля ткачество сыграло в этом немаловажную роль. Как и созданная в рекордно короткие сроки коллекция костюмов. Воссоздать ее удалось благодаря российским соседям, особо отмечает Инесса Самусенко:

    – Отыскать ценные экспонаты в Лиозненском районе было проблематично. Во время Великой Отечественной войны страшный урон нанесли и местному материально-культурному наследию. На помощь пришли наши ближайшие соседи и коллеги из двух музеев – Руднянского исторического и “Смоленского льна”.

    Приграничные экспедиции под знаком “этно” дали плоды. За четыре года лиозненцы сделали то, к чему другие шли десятилетиями. По крупицам собрали сведения и явили свету более 20 уникальных народных строев. Ничего подобного в Витебской области нет.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *