Источник: Арсеньевская епархия
Живой, как жизнь
Семи- и восьмиклассники расселись в ролевой игре за четыре стола. Это – четыре княжества: Великий Новгород, Рязанское княжество, Черниговское и Владимирское. Киева нет, потому что в XIII-XIV веках он уже не являлся отдельным княжеством. На каждом столе – древние книги на церковнославянском языке из собрания Арсеньевской епархии. Кто лучше всего прочтет заданный отрывок из книги, получит приз, и все гадают, что именно подразумевается под этим словом.
Так как ребята не знакомы с церковнославянским языком, первую половину урока А.В.Астахов, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, посвящает объяснению правил чтения по-церковнославянски и истории создания языка: «Раньше у нас крючками все записывалось, и в нотной записи было видно, как надо петь: печально, умилительно или особо проникновенно.Когда хор пел на Богослужении, он уже знал, что «О» поётся торжественно: «О, Преславный и Прещедрый Иисусе!» Или: «О, великий царь!» Торжественно, да?»
Греческие буквы тоже вошли в наш алфавит: Кирилл и Мефодий испытывали трудности в переводе с греческого таких слов, которых нет в русском языке. Например, слово «Псалтырь» отсутствовало в нашем лексиконе потому, что не было у нас такого струнного инструмента, а книга с таким названием появилась позже. Поэтому братья и ввели в азбуку эти буквы, чтобы обозначать такие понятия, которых не было в русском языке.
Интересна церковнославянская фонетика: вот интересная буква «Отъ» — она сразу передает звук,- а за ней сразу буква «Ц» . Получается «Отцы». Ребятам предлагается обратить внимание на то, что
Азъ, Буки, Веди, Глаголь, Добро составляют целое предложение: «Я буквы знаю, говорю хорошо».
Чтобы лучше запомнить, школьники читают азбуку вслух, повторяя хором: «Азъ, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живете, Зело…».
Вроде всё понятно, но с монолитным текстом ребятам справляться ещё трудно. В итоге победила дружба!
Князь Красное Солнышко
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они
Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на
земле такого зрелища и красоты такой …
Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми…
Повесть временных лет
Рождается ли в споре истина? Ответ на этот вопрос девятиклассники искали в ходе работы дискуссионной площадки «Принятие Православия на Руси: насильственная христианизация или жизненная необходимость?» Участники были разделены на два противоборствующих лагеря: в соответствии с выбранными ролями одни утверждали, что Крещение Руси происходило «огнём и мечом», другие — что принятие страной христианства логически вытекало из её предыдущего развития.
Учитель истории и обществознания А.В. Литвинова помогала ребятам подобрать нужные аргументы. «Согласно Нестору, у полян и древлян были разные обычаи, причем поляне, которые как раз и жили в Киеве, были более цивилизованными. Более того, в Киеве уже была христианская община, — рассказывает девочка из числа «сторонников принятия христианства».
Ребята говорили о том, христианство легло на уже подготовленную почву. Более того, его принятие не было единоличным решением святого князя — Владимир всегда советовался со старейшинами при принятии каких-то важных решений. Школьники приводят цитаты из «Повести временных лет»: «В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».
Участники дискуссии узнали много нового о нашем прошлом, о традициях и обычаях наших предков: «В те времена единственным самым главным способом отблагодарить свою дружину был пир. И до сих пор наши бабушки сохраняют традиции пира. Пир – это не просто возможность вкусно поесть — это способ показать людям, как ты их ценишь, как они тебе нужны. По русской традиции, если на столе заканчивается хотя бы одно блюдо, значит, хозяин не уважает присутствующих.
В нашей генетической памяти прочно хранится обычай: стол должен ломиться от еды. Пусть потом много останется и даже пропадет — главное, чтобы всё было. Во времена князя Владимира после пира тоже оставался избыток пищи. И князь решил после пира развозить остатки еды неимущим семьям, где погиб кормилец. Развозили погорельцам, сиротам, странникам. Это отношение Владимира к своим подданным заставило людей ему верить. И когда он пришел к людям и сказал: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом», народ ему ответил: «Ну, если отец родной так сказал, значит, так правильно».
В итоге ребята пришли к выводу, что Крещение Руси было необходимо для дальнейшего создания русской государственности. Единая вера сплотила разные племена, православное мироощущение стало душой русского народа и было положено в основу нашего менталитета. Поэтому «всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия <…> — до великой пророческой литературы XIX и XX веков…».
Мы не можем даже себе представить, как сложилась бы наша история, существовала ли бы вообще наша страна в XXI веке, сделай князь Владимир в свое время другой выбор. Только одно можно сказать определенно: если бы мы не приняли Православие, у нас не было бы ни св. Софии Киевской, ни храма Покрова на Нерли, ни собора Василия Блаженного. Ни Державина, ни Пушкина, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Ахматовой. Не было бы ни Российской империи, ни победы над «дванадесятью языками» в 1812 году, ни славной Победы 1945 г. и знамени над рейхстагом.
К сожалению или к счастью, история не знает сослагательного наклонения. История у нас именно такая, которую дал нам Бог.
Подскажите, батюшка…
Переживший пору юности – это перешедший через бурную реку.
Он оборачивается назад и с благодарностью благословляет Бога.
Святитель Феофан Затворник
Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!
Н.В.Гоголь. Мёртвые души, том 1
Юность – особенная, самая поэтическая пора жизни. Но помимо идеализма и горячности души в ней есть и много опасностей: гормональные бури, слепое блуждание впотьмах и медленное накопление опыта путем проб и ошибок. Молодому поколению бывает трудно разобраться в круговороте жизни, и счастлив тот юноша, который спрашивает совета у умудренных жизненным опытом людей.
С особой, чисто отеческой мудростью для самых старших, уже вступающих во взрослую жизнь ребят в школьной библиотеке была устроена открытая студия «Мой вопрос священнику». Клирик кафедрального собора диакон Александр Семенов ответил на животрепещущие вопросы и чаяния молодых людей, учеников 10 и 11 классов.
Вопросы и ответы
– Как научиться прощать людей?
— Надо просто ставить себя на место другого человека. Возьмем стандартный для школы пример: допустим, нас поругал директор школы, и мы на него обиделись. Но вот поставь нас самих директором, как мы сами справимся с объемом его дел и хлопот? Что мы скажем ученику, который прогуливает уроки? Не погладим же его за это по головке, верно?
После окончания института вы на себе узнаете, что такое ежедневная рутина дел, узнаете, как затягивает круговорот жизни, житейская суета. Христианство же просвещает, освящает эту жизнь: можно не просто работать, кого-то обдуривать, а можно быть честным с людьми, честно выполнять свои служебные обязанности, помогать людям, чем можем. Иными словами, мы можем жить праведно, и этой честной, простой жизнью мы можем угодить Богу. Господь пришел проповедать Евангелие, чтобы освятить всю нашу рутинную жизнь и сделать её радостной. Какая радость бывает, когда преодолеешь себя и придешь в храм, вместо того, чтобы поспать! Во время службы Господь даёт такой заряд бодрости и радости на всю неделю! А кто не верит, можете сами попробовать. Сам Бог говорит в Писании: «Попробуйте, и увидите, как благ Господь». Православие – это в первую очередь практика. Как в спорте: хотим быть сильными – начинаем тренироваться, отжиматься и так далее. Так и над душой нужно работать.
— Можно ли верующему пить и курить?
— Курить не надо, потому что это вредно. Если хотите почувствовать на себе вред от курения, то просто подышите у выхлопной трубы от машины, результат будет примерно такой же, как от курения – Вы отравитесь. Разница только в том, что курение делает это медленно, а выхлопная труба – быстро. Если кто из вас курит, то лучше бросить, потому что в Царствии Небесном ларьков с сигаретами не будет, понимаете? Если сейчас вы зависите от этого, то что же будет после смерти, когда вы не будете иметь ни малейшей возможности удовлетворить свою страсть? Это же такая ломка, что и врагу не пожелаешь…
Что касается вина, то его пить можно, только понемногу и только по праздникам. Упиваться ни в коем случае не надо, потому что алкоголь развязывает страсти. В Библии написано: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Если кто не может пить в меру, то лучше вообще не пить.
— Действительно ли существует ясновидение и как относится к этому Церковь?
— Ясновидение – это общение с бесами. Это колдовство, за это человек отлучается от Церкви. Христианин призван бороться с бесами, бесы – это наши враги, а в ясновидении и других подобных вещах мы подчиняемся бесу, они нами управляют. Каким образом бесы могут предсказывать будущее? Духи не ограничены пространством, и поэтому они могут сказать человеку о событии, которое произошло далеко от него или втайне. Например, кто-то кого-то убил, а бес видел и знает, кто убил, и может об этом рассказать гадалке, и получается ясновидение.
Господь может открыть человеку будущее, но это особый дар, называемый прозорливостью, и подаётся он святым людям. Но чтобы стать святым, нужен большой труд над собой, а бесы не требуют от людей ничего такого, они просто губят душу и всё. Что касается будущего, то достоверно его знает только Бог, потому что Он Творец всего сущего и властвует над временем и человеческой историей. Бесы же могут только солгать или предсказать только то, на что они сами людей подбили, например, на войну. Но последнее слово всё равно остается за Богом.
Кроме того, ясновидение воспитывает гордость, потому что ты начинаешь думать: «Вот, у меня есть дар, я такой особенный, не такой, как все». Разве бесы могут научить чему-то хорошему? Нет, они учат только страстям: гордости, ненависти, зависти и тому подобным вещам.»
В конце беседы батюшка утешил ребят: «Не переживайте сверх меры о своей жизни, о том, как её устроить. Если вы будете с Богом, Он всё устроит. Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и остальное всё приложится вам». Остальное – это всё материальное. Главное – это искать Бога, искать правду».
Не хлебом единым
После стольких мероприятий все очень проголодались, так что последняя секция под названием «Православная кухня – здоровая пища» была как нельзя кстати. Кухня является неотъемлемой частью культуры любого народа. В ней в сконцентрированном виде отражается его история, быт и нравы. С древних времен в России сложилась своя культура питания, отражающая её национальные и географические особенности. Часть национальных русских блюд относится к началу IX века, окончательно же русская кухня cформировалась в XVI веке.
После презентации, посвященной традиционной русской кухне, все желающие могли попробовать постные кулинарные творения: варёную тыкву с сахаром, печёные яблоки, курагу, чернослив и орехи. По окончании дегустации все могли проголосовать за наиболее понравившееся блюдо. Больше всего ребятам и учителям понравились яблоки и орехи.
В конце мероприятия ребята написали свои отзывы на зелёных листочках и прикрепили их к веткам берёзы, нарисованной на большом листе бумаги.
Покажем ли мы себя достойными наследия князя Владимира? Не будем ли Иванами, не помнящими родства? Будем ли достойны великой, «святой» литературы (Томас Манн), ради которой иностранцы учат русский язык? Будем надеяться, что да. Будем не только надеяться, но и работать в этом направлении: изучать наследие наших предков – нашу веру и культуру, а также историю Отечества.
Радостно видеть, как сегодняшние российские дети — те, кто придет нам на смену, — приобщаются к нему способом, соответственным их возрасту и развитию: младшие – через кукольный театр, школьники среднего звена – через поделки, через яркие краски старославянских буквиц, через звёздочки на крыле самодельного Ангела. А в это время старшие дети, уже вступающие в пору «юности мятежной», в пору поиска ответов на вопрос «В чем смысл жизни?», задают свои самые животрепещущие вопросы священнослужителю. Они спорят о том, нужно ли было Руси христианство, не стало ли оно препятствием на пути развития русской цивилизации? Что такого дорогого русскому сердцу заключено в Православии, что люди готовы были отдать свою жизнь, только бы не предать веру?
Пример тому – священномученик Ермоген…
Что может дать Православие современному человеку – уставшему от жизни, погруженному в виртуальную реальность, поверхностно скользящему по «невыносимой лёгкости бытия»? На мой взгляд, Православие даёт человеку чувство настоящего. В мире пластика и металла, в мире рекламы и Интернета, в мире бесчисленных селфи, которыми современный пользователь социальных сетей заполняет свою ленту, словно сигнальными флажками: «смотрите, это я!» с подтекстом «видит ли меня кто-нибудь?», «есть ли до меня кому-то дело?» В мире всё выжигающей иронии, о которой тревожно писал Блок ещё в начале прошлого века. В мире, где всё смешно и ничего не свято, где «вечная любовь длится две недели», где человеку не надо рассказывать о том, что такое ад, потому что он сам всё больше погружается в него. Именно в этом мире Православие открывает нам дорогу вверх. Вверх — через трудности, через тернии гордыни, через «бери от жизни всё», через невиданные в прошлых веках пороки — вверх, не только к Богу, но и к себе – настоящему.
Даже современные книги и фильмы порой обличают время и человека: «Очень трудная эпоха. Каждый из нас собирает по одному штриху от разных личностей, коим нет числа, вместо того, чтобы оставаться самим собой. И среди общего притворства как можно говорить о родстве душ? Ведь у нас нет настоящих душ». (Гиллиан Флинн, «Исчезнувшая») Вот только лекарство от болезни им незнакомо. Оно хранится Церковью, как и многие другие настоящие ценности: спокойное, уединённое чтение серьезной книги без постоянной проверки «В контакте» и почты, неколебимость здравого смысла в мире нравственного релятивизма, неизменная улыбка при виде близких, сокровенный молитвенный шепот в озарении света Божества, литургический ритм праздников. «Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо», — писал Льюис. Найти же своё лицо невозможно без ответа на вопросы: «откуда я?», «чей я?», «кто я?» А от них уже рукой подать и до слов «откуду есть пошла Русская земля…»
Вот почему нам так важно вернуться к своим корням, вот почему так важны мероприятия, подобные тому, что прошло в гимназии №7 в провинциальном таёжном городке. Как в капле воды, это отразилось в безыскусных детских отзывах, написанных на зеленых листьях бумажной берёзы: «Мне понравились хорошие сказки», «Мне очень понравились разговоры с духовным человеком. Я узнала много интересных вещей», «Мне запомнилось, как мы рисовали БУКВИЦЫ, и многое другое», «Что Герда начала молиться, и ей помогли Ангелы!», «Мне всё понравилось! Я научилась делать Ангела!» «Театр – просто восхитителен!» И самый удивительный отзыв, говорящий о том, что всё было не зря: «Появилось чувство спокойствия»…
Будем же достойны нашего наследия! Каждый из нас незримой нитью связан с событиями более чем 1000-летней давности. Об этом на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях сказал Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Вспоминая князя Владимира, каждый открывает для себя какую-то личную перспективу. Мы иногда ущемляем себя мыслями о невозможности своего преображения. Говорим себе, что многое упущено и потеряно, что для перемен мы уже не в тех годах. Но нет возраста, в котором нельзя было бы начинать меняться в лучшую сторону. Это самое важное».