• Первым правителем древнерусского государства, принявшим святое крещение, суждено было стать княгине Ольге – вдове славянского вождя Игоря из рода Рюриковичей. О мудрости, о сакральном значении «женского следа» в начале русской проповеди и о том, как трудно начинать новое дело – в материале “ЕлицыМедиа” на день памяти крестной матери нашего народа.

    «Святая» из рода Гостомысла

    Родилась будущая княгиня в Псковской земле и получила при рождении имя Ольга, что среди варяжских имен означало «святая». Со своим будущим избранником, князем Игорем, юная девушка по преданию встретилась на реке. Молодой киевлянин отправился на охоту и волею случая воспользовался помощью Ольги для переправки через водную преграду. Девушка управляла лодкой и согласилась перевезти княжича на другой берег. В пути язычник Игорь, очаровавшись красотой юной девы, пытался соблазнить Ольгу. Но девушка дала ретивому князю жесткий отпор и глубоко потрясла молодого человека и мудрыми ответами, и нравственными убеждениями. Когда спустя некоторое время Олег, опекун князя Игоря, организовал помпезные смотрины невест в Киеве. К тому времени сердце княжича уже сделало свой выбор. Вскоре князь Игорь и Ольга стали мужем и женой.

    Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник В. К. Сазонов

    Князь, став после смерти своего опекуна Олега полновластным правителем Руси, вел постоянные войны как с государствами иных народов, так и с «родными» соседями-славянами. Игорь лояльно относился к начавшему проникать в страну Христианству, о чем свидетельствует мирный договор с Византией 944 года, подписанный от лица двух общин Киева: христианской и языческой. Однако сам князь не сумел преодолеть косности обычая и остался язычником. От язычников же Игорь и принял смерть уже через год после заключения мира с Византией. Наведавшись за данью в древлянскую землю, киевский князь был жестоко убит восставшими племенами.

    «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

    Полнота власти после смерти Игоря переходила к Ольге, так как их сыну, Святославу, было всего 3 года. Вдова не оставила смерти без возмездия, и по-язычески, в ответ сначала расправилась с двумя делегациями древлянского князя, желавшего взять княгиню в жены, а затем и с жителями Коростеня, столицы древлян. Жестокое время выставляло свои требования к Ольге, на чьи хрупкие плечи упало бремя княжеской власти. Растущее Русское государство требовало сильной руки. По всем подвластным землям княгиня устраивала «погосты», финансово-административные и судебные центры, ставшие представительствами и опорой княжеской власти. Местные «князьки» медленно выдавливались из централизующейся системы управления. Именно при Ольге, по ее крещении, по погостам стали строить храмы.

    Княгиня Ольга предусмотрительно поселилась в Вышгороде, укрепленном городе близ Киева. Вышгород стал резиденцией-крепостью княгини, которая понимала (не в последнюю очередь наученная скорбной гибелью мужа), как важна безопасность в условиях государственного строительства. Нужно отметить, что централизация власти не была тоталитарной, как принято воспринимать монархию разных уровней сегодня. Треть собранных податей с подвластных земель княгиня Ольга оставляла себе, на содержание дружины, а остальные средства шли в распоряжение киевского веча.

    Еще до принятия крещения святую воспринимали как мудрую и дальновидную правительницу, а также очень милосердную и щедрую для тех, кто нуждался в помощи. Именно делами милосердия княгиня Ольга занялась после передачи дел управления Русью возмужавшему сыну Святославу.

    Свет Христов среди языческой тьмы

    Об учителях-христианах святой княгини не сохранилось сведений, однако, по мнению историка Голубинского, такими людьми были варяги-христиане ее дружины. Ряд соседних могущественных государств, таких как Византия или королевство саксов, держались Христовой веры и демонстрировали торжество Истины духовной в делах государственных. Пытливый ум русской княгини заставил ее отправиться в Царьград – лично испытать в вере. Ольга показала себя терпеливой и одновременно настойчивой визитершей: прождав встречи с императором Константином VII Багрянородным целый месяц на своем корабле, она вместе с тем требовала для себя исключительной церемонии приема. И добилась. Княгиня Ольга принималась не вместе с представителями других стран, а отдельно от них. Во время пребывания в Константинополе русская гостья посещала богослужения в красивейших храмах Византии и изучала христианскую веру. Потаенные думы Ольги летопись не сохранила, но решение принять святое крещение сохранила. Патриарх Феофилакт крестил княгиню, а император Константин стал ее крестным отцом. В назидательном слове предстоятель греческой Церкви сказал новообращенной:

    «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

    Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

    Вернувшись на родину, княгиня Ольга приступила к активной проповеди. Святая строила храмы, путешествовала по городам и весям, обращала в истинную веру вчерашних язычников. Был основан город Псков, начавшийся с храма Животворящей Троицы, основанным княгиней. Христианство не стало государственной религией Руси при Ольге, но фундамент для последующего крещения нашего государства был заложен. Княгиня умерла в возрасте 90 лет и вскоре ее мощи были обретены нетленными, что, конечно, было одним из явных свидетельств святости подвижницы веры.

    Уроки княгини Ольги

    Княгиня Ольга – весьма символичная фигура в русской истории. Не зря ее память отмечается всего за несколько дней до торжеств, посвященных крещению Руси и святому Владимиру, внуку, напитавшемуся веры от праведной бабушки. Греческий патриарх обратился к Ольге, словно архангел Гавриил к Богородице: благословенна ты в женах русских. Действительно, святой Ольги выпала великая честь родить веру для нашего народа. Воспитать великого князя-крестителя, который проповедовал и насаждал в Русской земле истину.

    В княгине Ольге – полнота типа русской женщины, возможно, и противоречивых для соединения в одном человека. Святая умела быть кроткой, но была способна и на решительные действия; смирению в отношениях с домашними, до которых донести слово Божье оказалось так сложно, противостояла настойчивость в делах политики; милосердие и помощь малоимущим соседствовала со строгой рачительностью в отношении финансовых дел государства.

    Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве.
    Художник Михаил Васильевич Нестеров

    В истории нашей страны достаточно достойных женщин-христианок, которые не могут не вызывать гордости и восхищения. Но именно княгиня Ольга может по праву считаться основоположницей традиций русских жен-мироносиц – следующих за Христом, исполняющих свой христианский долг, любящих и заботливых.

    Слабых и женственных, но в трудную минуту способных остановить коня на скаку. Княгиня показывает современникам, как трудно начинать новое дело в неподготовленной среде, но как терпение, труд и самоотверженность однажды дают благодатных плодов сторицею. Мудрость Ольги удивляла многих мужчин, храбрые воины снимали перед ней шлемы в дань уважения, а простой народ любил за участливое отношение. Святая княгиня – мать нашему народу. Заботливая и любящая, равноапостольная Ольга и сегодня с нами. В движении вперед, к Богу-Отцу.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *