• Польский кинофестиваль «Висла», прошедший в Москве в двенадцатый раз, показал картину с подробным изложением того, каким бывает святой в наши дни. Взгляд на святость режиссера фильма «Жасмин» Яна Якуба Кольски показался нам интересным.

    Оговорюсь сразу, что в картине речь идет о католическом монастыре. Поскольку, как известно, Польша- страна католическая. Но герой, которого показал нам польский кинорежиссер, мог бы жить и в православной обители. Его тип универсален. И редок.

    Монах по имени Здровко живет в небольшой обители. Число насельников – пятеро, включая настоятеля. По нашим меркам это просто скит. История обители начинается с семнадцатого века, и поэтому скит расположен в добротном замке.

    У каждого из четырех монахов – своя келья, из которой братья  выходят только для того, чтобы взять еду, которую оставляет им возле келий Здровка. Монахи дали обет молчания. Все, кроме Здровки. Он – их кормилец и коммуникатор с миром. Он готовит еду, ухаживает за поросятами ( которых никто не собирается есть),  помогает просительницам, разговаривает со статуей своего святого, прося у него гороха, крупы, муки и масла из оливы, потому что братию кормить нечем. Работает в монастыре только он один.

    Однажды в обитель приезжает художница, которой нужно обновить образ Божией матери. С нею – маленькая дочка Геня. Между монахом Здровко и девочкой устанавливается крепкая дружба. Монах делает ей качели, рассказывает сказки, а благодарная девочка покупает ему новые ботинки. У него старые совершенно обносились и дырявые. «Красивая обувь», – говорит ему один из монахов. И это его первые слова за двадцать лет.

    Кадр из фильма “Жасмин”

    Когда работа выполнена, художница уезжает. Выясняется, что один из монахов, заточивших себя в келье, когда-то бросил ее перед свадьбой, побоявшись ответственности, и ее мама умерла от горя. А ведь именно на него у настоятеля были надежды, что он станет святым.

    Старому монаху Здровке больно расставаться с ребенком. Он очень привязался к девочке. И молит своего святого, заключенного в статуе, помочь этой девочке в жизни. Замолвить за нее словечко «наверху».

    Кадр из фильма “Жасмин”

    Утром после отъезда девочки он просыпается и собирается идти на кухню готовить еду для братии. Но видит, что из его ладоней начинает сочиться кровь…

    В святые Бог выбрал его – смешного, нелепого, никогда не дававшего обет молчания и не заточившего себя в келье. За его милосердие и заботу о ближних. За его сердце.

    Эта картина, на мой взгляд,  несет в себе важную мысль. Спасение – ни в отшельничестве, а в служении тем, кого посылает тебе Бог. Надо любить тех, кто рядом. Спасаться через конкретную помощь им.

    Все остальное в фильме – стигматы, ароматы , которые источают монахи, красивые легенды и юмор – это кинематография. Аттракционы и крючки для внимания зрителя.

    Суть картины – в том, что любовь – это конкретные дела. Причем часто незаметные из-за своей обыденности. Можно совершать дела любви в монастыре. А можно в своей квартире. Семья – это тот же монастырь. Работа, начальники, подчиненные, друзья – все это наше упражнение в любви. И проверка на человечность.

    В Барнауле возле реки есть женская обитель. Несколько лет назад летом я гостила в этом краевом центре Алтая у мамы и помогала в этом монастыре. Трудилась по хозяйству. В келье со мной жила монахиня. У нее были такие же рваные башмаки, как у героя картины. Она также трудилась на кухне, кормила сестер и многочисленную братию. Игуменья ее не любила. Монахиня была пожилой женщиной. Выносить такие нагрузки ей помогало то, что до монастыря она была спортсменкой, мастером спорта. Организм привык к тренировкам.

    Нелюбовь настоятельницы , рваные башмаки и изнурительную работу на кухне она выносила стоически. В ней не было обиды и ропота.

    «Любит нас в этом мире одна только Богородица. Иной любви ты для себя не ищи. Не найдешь»,

    – эти ее слова отложились в памяти на всю жизнь.

    Наверное, она тоже была святой. Во всяком случае, рядом с ней было очень хорошо. И ее очень любили кошки, которые жили в обители.

    И цветы в нашей келье пахли особенно хорошо.

    Вот, собственно, и все, что я знаю об обыкновенных святых. Почти ничего. И как-то не пристально, рассеянным и неглубоким взглядом.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *