• Почему мы беспокоимся? Что такое дауншифтинг и вернёт ли он гармонию в нашу жизнь? Искать ли умиротворение в монастыре? 7 способов стяжать дух мирен.

    Ритм жизни, навязанный извне, не позволяет современному человеку остановиться, перевести дыхание, понять, нужны ли ему цели, о которых твердит общество: карьера, известность, покупка всего, что рекламируют.

    Люди перекраивают внешность, глотают сомнительные снадобья, бегают к экстрасенсам, но пребывают в тоске и тревоге.

    Хаос в сознании и бессмысленный быт сводят с ума, недаром так много россиян пьют антидепрессанты, прибегают к помощи психологов и жалуются друг другу на интернет-форумах.

    Вдобавок ко всему настигает кризис среднего возраста, когда человек задумывается: чего я достиг к сорока-пятидесяти годам? Скоро на пенсию, а у меня нет своей квартиры (машины, денег,  семьи, или надоела вторая половина). 

    Причины для беспокойства бывают вполне материальными, когда нет денег на ремонт дома или возникают проблемы со здоровьем. 

    Но порой боль коренится в душе человека, несмотря на внешнее благополучие. И читатели удивляются новостям о том, что где-то известный обеспеченный человек свёл счёты с жизнью: чего ему не хватало? Чего не хватает нам всем?

    Не хватает Бога!

    Наш современник живёт без веры в силы небесные и надеется на себя. А когда не справляется, приходит в уныние.

    Самым простым способом достичь покоя нам кажется перемена обстановки.

    — Хорошо в деревне, — рассуждает горожанин. — Вокруг сады, птицы поют. Воздух свежий, еда экологически чистая. Никаких тревог. Все нервы вымотал в городе. Куплю домик в деревне и буду отдыхать душой на лоне природы.

    — Хорошо в городе, — размышляет сельчанин. — Не надо бояться неурожая и падежа скотины. Сидишь в офисе и думаешь, что булки на деревьях растут. Никаких забот. Уеду в город и буду жить, как в раю.

    И завидуют друг другу, и переезжают, считая, что оставили все трудности позади.

    Дауншифтинг — надежда горожанина?

    Даунши́фтинг — термин, обозначающий философию гармоничной жизни без высоких запросов. Её сформулировали те, кто разочарован в современной цивилизации. Дауншифтеры переезжают из городов в глубинку, а те, что побогаче — в южные страны.

    Моя знакомая Римма перебралась из Москвы в провинцию, на родину предков. Женщина за тридцать, разочарованная в семейной жизни, бездетная. Купила дом, показавшийся ей уютным, с садом и большим подворьем. Считала, что будет читать философские книги и заниматься спасением души среди цветущих садов. Почти рядом стояла новая церковь.

    Два-три месяца Римма и впрямь жила спокойно, но однажды ночью кто-то попытался открыть уличную дверь. Римма выскочила из дома через другую дверь, ведущую во двор, и вызвала полицию по мобильнику. Оказалось, кто-то хулиганил. Через несколько дней загадочный визитёр явился белым днём в состоянии сильного алкогольного опьянения.

    Римма стала лихорадочно искать в местном интернет-сообществе объявления о собаках, которых отдают в добрые руки. И вскоре обрела четвероногого защитника — овчарку. Римма приободрилась и стала гордо выгуливать пса возле дома. Больше пьяницы под окно не являлись. Зато вскоре на неё заявил сосед, которого пёс якобы цапнул. Пришлось заплатить штраф. Потом выяснилось, что соседа судили по 159-й как мошенника.

    Затем другой сосед начал зудеть, что у неё за двором клёны не спилены, это непорядок. Так один конфликт сменял другой, не считая бытовых трудностей. Впрочем, в городе были свои беды — она устала от коллектива, где интриги и доносы стали традицией.

    Увы, вместо спасения души Римма осуждала соседей, как раньше коллег, и ждала новых неприятностей. Женщина досадовала на Бога, который не обеспечил её милосердным окружением. Почему-то Римма не задумалась о том, что стала реже ходить в церковь, не пыталась ни с кем сдружиться, не явила личный пример любви к ближним. Она забыла, что молитвой можно усмирить и дикого зверя, не то что грешника. 

    Паисий Святогорец говорил, что человек всюду таскает за собой мешок со своими переживаниями, страстями, обидами. Теряя силы, приходя в отчаяние, но полагаясь только на себя. А когда Бог пытается взять у него мешок, несчастный крепко прижимает к себе этот мусор, от которого избавиться не в состоянии. 

    Порой наши проблемы рождены собственным нравом, который можно изменить, следуя примеру Христа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29).

    Искать ли гармонию в монастыре?

    Существует превратное мнение, что в монастырь уходят люди, потерпевшие крушение в житейском плавании. Они сломлены, разочарованы, покинуты любимыми. На самом деле это исключение. Настоящий монах — сильная личность. Но некоторые действительно ищут в монастыре утешение. 

    Девятнадцатилетний Андрей после ссоры с любимой девушкой потерял вкус к жизни. Карьера его и до этого не интересовала. От армии откосил. Жил с родителями, делал сайты. 

    В социальной сети случайно познакомился с наместником  монастыря. Этот человек произвёл на него сильное впечатление. Андрей был крещён в детстве, но о православии знал мало. Настоятель цитировал ему Библию, поучения святых, и казался воплощением древней мудрости. Он воодушевил юношу.

    — Настоящая жизнь там, в стенах обители. — Решил Андрей. —  Среди чудотворных икон и таинственных преданий.

    Юноша представлял себя суровым и величественным схимником, который провидит судьбы людей. Вот когда он обретёт истинное умиротворение, станет невозмутим, аки мертвец. Так учат старцы. Ведь мертвец одинаково равнодушен к хуле и похвале.

    Андрей попрощался с родителями и отправился в монастырь. Наместник принял его радушно, однако повёл себя более официально, нежели в соцсети. Теперь между ними появилась дистанция, что обидело Андрея. Он видел наместника чуть ли не своим личным гуру, а стал одним из нескольких послушников. Это был первый удар.

    Режим монастырского дня нанёс второй удар по мечте Андрея. Служба начиналась в 5.30. И он не должен был опаздывать. Молодой человек, привыкший проводить ночь за компьютером, а полдня в постели, от монастырского режима ощущал постоянную слабость.

    Послушание ему назначили на кухне, поскольку в его знаниях монастырь не нуждался. Сытый, но сонный Андрей мыл посуду и мрачно размышлял: какое отношение к аскетическому подвигу имеет это занятие? А когда беседовать о духовности? Где чудеса и прозорливые старцы? Это было третьим ударом.

    Постепенно Андрей разочаровался в своем выборе. Он вернулся домой и опубликовал в своем блоге эти воспоминания. Молодой человек не жалеет, что побывал в монастыре, отмечает, что там научился готовить и приобрел ряд других навыков. Но всё же сетует на холодность наместника, из которого сотворил кумира. Кажется, юноша искал не Бога, а интересного собеседника, который способен развлечь и отвлечь от переживаний. 

    В наши дни появилось немало исповедей бывших монахов и послушников, где они разоблачают монастырские нравы.

    Парни и девушки обижены на то, что в монастыре не нашли ожидаемой романтики, понимания, уюта.

    Изредка картина и впрямь неприглядная — например, игуменья переселилась в особняк вне монастыря и устраивает вечеринки.

    Но чаще заметно, что беглый монах или послушник ругает всех, кроме себя, и крайне озабочен своим комфортом.

    Заметно, что человек пришёл в монастырь со смутой в душе и вернулся в мир с той же смутой.

    В Житиях святых тоже есть упоминания о том, как праведники вынужденно уходили из одного монастыря в другой.

    Однако у тех, кто вернулся в мир, Житий вообще нет — ибо они потерпели поражение в духовной брани. И разоблачений расстриги не сочиняли, стыдясь своей капитуляции перед трудностями.

    Прежде, чем монах обретает мир в душе, он много лет борется со своими страстями и отражает атаки злых духов. Вы к этому готовы?  

    Я успокою вас

    Поиски покоя без Бога обманывают человека. Он ходит к психологу, надеясь купить гармонию с миром. Он пьёт алкоголь, чтобы наутро проснуться с прежней тяжестью в груди. Он надеется на себя, а силы тают.

    Христос говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

    Знакомо ли вам чувство обновления и лёгкости, с которым выходишь из храма после исповеди? Но едва избавившись от негатива, мы через несколько часов снова вскидываем на плечи мешок с мусором страстей. Потому что теряем близость к Богу. Сколько вокруг ловушек, поставленных дьяволом. На каждую неприятность нужно отвечать по-христиански, а мы реагируем в духе века сего — досадой и отчаянием. 

    Рассказывает православная мирянка Дарья: «После смерти мужа нас задумали выселить из квартиры, на которую претендовали другие люди. Чтобы я и ребёнок добровольно съехали, нам отключили воду, газ, канализацию и свет. За лето мне нужно было всё провести, чтобы зимой не замерзнуть. Я бегала по всем инстанциям с бумагами, но везде получала отказ, предлагала деньги, но без толку.

    Я впала в отчаяние, и мне священник, к которому я пришла вся в слезах, дескать молюсь, прошу, а Бог меня не слышит, посоветовал не отчаиваться и довериться Богу, но приближалась зима и его слова мало меня успокаивали. За месяц до осени, устав и измучившись, я встала перед Христом и сказала ему, что отдаю Ему в руки свою проблему, больше сил нет и думать про это я больше не буду.

    Что случилось потом, я долго не могла понять! Мне встретилась женщина, которая за очень большие деньги проводила в дома коммуникации, но мне взялась помочь бесплатно. В течение месяца  она уладила всё с документами, провела газ, свет, воду и всё официально. Вот тогда я поняла, что если отдать проблему до конца Богу, не контролировать Его, а довериться Ему, ради нашей неподдельной веры в Его помощь, Он обязательно поможет и ничто не может Ему помешать. Богу нашему слава. Аминь».

    Действия Всевышнего намного эффективнее действий человека.

    Конечно, мы не можем просто плыть по течению. Следует сделать всё возможное для решения проблем. Но если зашли в тупик, не стоит отчаиваться. Нужно предать свои скорби, финансовую ситуацию и телесное здравие Богу. И Он, в ответ на веру, явит свою поддержку и заступничество. 

    7 способов стяжать дух мирен

    1. Заменяйте мрачные мысли Иисусовой молитвой, беспрерывно повторяя её. Например, в дороге, или занимаясь домашними делами. Таким образом, совершаются сразу два действия: призывается помощь Божья, а переживания вытесняются добрыми словами.

    2. Уделяйте внимание окружающим, дарите им тепло. Всегда найдётся, чем поделиться с ближними: погуляйте с детьми, побеседуйте с родителями, поддержите того, кто страдает. Станьте волонтёром. Благотворите. За свою милость получите милость Божию.

    3. Прощайте ненавидящих и обидящих. Молитесь за них. Пусть Бог рассудит вас. Порой результаты такого суда можно увидеть довольно быстро и в вашу пользу.

    4. Трудитесь. Созидательный труд всегда угоден Богу. Даже еда, приготовленная с молитвой, кажется вкусней. Всё удаётся благочестивому человеку. Можно пожить трудником в монастыре.

    5. Проявляйте смирение и терпение. Зачастую скорби следствие наших грехов. Нужно покорно принимать неприятности, понимая, что у них есть духовная причина. Будет покаяние, перемена мышления, уйдут и скорби.

    6. Благодарите Бога за проявленные им милости, замечайте радости в вашей жизни, и они будут умножаться. Неблагодарный человек не мил даже Богу.

    7.  Посещайте Церковь. Иоанн Златоуст пишет так: “Что есть Церковь и в чем ее чудо? Это очень просто. Ты входишь в церковь волком, а выходишь ягненком. Входишь разбойником, а выходишь преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь грешником, плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а выходишь ангелом». И добавляет: «Что я говорю: ангелом?! Разве только ангелом? Ты входишь человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот что такое Церковь.

    Святые, возвращающие покой

    У большинства наших тревог есть реальные причины. Поэтому следует искать заступничества святых, которые избавляют от  бед.

    О добром здравии молиться: свт. Спиридону Тримифунтскому (особенно в случае тяжелых заболеваний), вмч. Пантелеймону, св. Луке Крымскому, вмч. Варваре.

    О семейном счастье: вмч. Екатерине, свв. Петру и Февронии, св. Матроне Московской.

    О финансовом благополучии: свт. Николаю Мирликийскому, св. Иосифу Волоцкому, св. Иоанну Воину, св. Иоанну Сочавскому.

    О решении квартирного вопроса: свт. Спиридону Тримифунтскому, свт. Николаю Мирликийскому, св. Ксении Петербуржской.

    О душевном покое: Ангелу Хранителю, св. Иоанну Предтече, св. Матроне Московской. Всегда можно обратиться к Господу и Пресвятой Богородице.

    Молитва в святых местах и у чудотворных икон радует душу и исцеляет тело. Если вы не можете посетить заветную обитель и поклониться святыне, можно заказать молебен, который вернёт душевный покой и с Божьей помощью избавит от житейских трудностей.

    25 декабря — день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Вы можете заказать молебен у мощей святителя:

    Спиридон Тримифунтский

    28 декабря Церковь вспоминает собор Крымских святых и свт. Луки Крымского. Вы можете заказать молебен и иные молитвенные требы:

    Святитель Лука Крымский

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *