О Вине в Церкви и Священном Писании – традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства?
Рогатые попутчики
Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.
Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.
Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.
Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:
— Землячка, подвезти тебя?
Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.
– Вот чудеса, как долго едем! – Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.
Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.
– Когда же мы доберёмся? – Снова завела речь она.
Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.
– Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. – Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.
Женщина огляделась – она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!
Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко – на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.
«Бес пьянства» или слабость воли?
В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек. «Страсть» – чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки. Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?
С точки зрения христианства, алкоголь – это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.
Вино в Церкви и Священном Писании
В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок. В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение. И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.
В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино. Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения. Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.
В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.
Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».
Этот дар природы важен для христианской философии.
- Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
- Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
- Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
- В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
- Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.
Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.
Старцы и священники о вине
Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.
Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина. Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники. В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки – кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.
Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…
Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.
Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.
Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.
Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался – он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.
«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», – писал Иоанн Златоуст.
«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», – вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.
Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока
Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:
«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».
Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов. Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом. Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.
Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:
«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».
К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге. Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?