В чем заключается смысл праздника Богоявления? Известно ли точное место, в котором Иоанн Предтеча крестил Спасителя? Почему раньше Богоявление отмечалось в один день с Рождеством? На эти и многие другие вопросы отвечает монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горенского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, гид, автор книг «Путеводитель по Святому граду Иерусалиму» и «Путеводитель по Святой Земле».
— В чем заключается смысл праздника Богоявления?
— Праздник этот святые отцы трактовали очень широко. Подход был разным. И не случайно название праздника не только Крещение, но и Богоявление. Что означает слово «Мессия»? Это помазанник. Иисус Христос был помазан не маслом, которое ветхозаветные пророки изливали на священников и царей, а Духом Святым в день Своего крещения.
Иоанн Креститель был этому свидетелем, видя, как Дух в образе голубя сошел на Спасителя. Это и есть священное помазание. Но с другой стороны, если смотреть библейским взглядом, с древних времен считается, что все воды на земле являются нечистыми. В библейском понимании грех земли смыли воды потопа. И с тех пор воды стали нечистыми. Если они нечистые – значит, они становятся жилищем соответствующих сил. И Господь, погрузив Свое Пречистое Тело в воды Иордана, освятил Собою все естество земное.
И эта идея изображалась, особенно в древности, на греческих иконах. Там видно, что когда Господь стоит в воде, в реке Иордан, на какой-то рыбе необычного вида, сидит человечек с короной на голове. А рядом иногда изображают существо женского вида. Ведь в языческом понимании у каждого демона была жена. Господь изгоняет этих нечистых духов из воды. И если посмотреть на те самые древние греческие иконы, становится понятно, что изображен на ней не кто иной, как Посейдон, царь вод.
Я, конечно, даю вам особый подход к толкованию праздника, но он существует наравне с другими. Так, а что же происходит дальше? Прямо после крещения с реки Иордан Господь идет в пустыню на 40 дней тяжелого поста. Он идет подтвердить Свою божественную силу на первое сражение с главным демоном, сатаной. И там Христос побеждает его.
— Известно ли точное место, в котором Иоанн Предтеча крестил Спасителя?
— Известно, конечно. Место это называлось Вифавара. Иногда его называют Бетания. Вифавара переводится как «место переправы». А Бетания – «место источника». Дело в том, что Иоанн Креститель крестил Спасителя на месте переправы, в самом неглубоком месте Иордана, где можно было безопасно погружать людей в воду.
Конечно же, в это место было легко добраться со всех сторон иудейской земли: с глубокой древности здесь располагалась переправа с одного берега реки на другой. Дорога шла из Иерусалима через Иерихон и соединялась с «царским путем», который был проложен в тех местах еще в доавраамическое время через территорию современной Иордании. Как раз этой дорогой на поклонение Христу и пришли волхвы.
Так вот, традиция, да и археологические исследования говорят, что гора Нево, с которой Господь показывал Моисею границы земли обетованной, была местом почитания у евреев. Паломники, направляясь в Иерусалим из Галилеи, обязательно заходили на гору Нево. И религиозный настрой этих людей только способствовал принятию слов, обращенных к ним Иоанном Крестителем.
Вообще место это было значимо для иудеев. Здесь Иисус Навин проводил 12 колен израилевых, проходили пророки Илья и Елисей. Первым, кто занялся историографией места в новозаветное время, был Ориген. Правда, он не смог его точно установить. Но позже эту задачу выполнили археологи.
Они нашли на месте Крещения Христа фундаменты храмов, которые часто разрушались, но затем вновь восстанавливались. В основном это происходило из-за землетрясений, а также наводнений и паводков. Например, во время разлива Иордана и таяния снегов на горе Ермон. Ученые считают, что река выходила из своих берегов в ширину на 30 километров!
Считается, что в этот период (когда разливалась река – прим. ред.) Иоанн не крестил в Иордане людей. Потому что по ритуальным законам иудаизма вода в этом время становилась нечистой. В нескольких сотнях метрах от реки есть источник. Есть мнение, что во время распутицы Иоанн проводил обряд крещения именно там. Еще одно место – на севере, в Галилее, у города Салим. О нем писали еще древние паломники.
Происходит некоторая путаница, когда пытаешься проанализировать записки паломников и изыскания историков о точном месте крещения Господня. Нет единого мнения, на каком берегу реки это происходило.
Все дело в том, что река меняла русло. В 669 году в тех краях произошло сильнейшее землетрясение. В результате Иордан, река с сильным течением, обрела новое русло. Сохранились руины христианских храмов, которые в разные периоды были разрушаемы водой. Их затапливало и разрушало каждые 50-70 лет. И, несмотря на это, люди продолжали строить там храмы! На месте крещения Господня.
Камни, тяжелые мраморные колонны,— все это люди везли в те края, очень удаленные от городов. В 90-е годы XX в., уже после подписания мирного договора между Израилем и Иорданом, были обнаружены во время раскопок останки тех самых храмов. Даже ученые, которые сомневались, где крестился Христос, то сейчас, бесспорно, все считают, что это произошло в Вифаваре, на реке Иордан, напротив Иерихона. Были еще споры о берегу: на западном или на восточном? Потому что река Иордан поменяла русло. Но это тоже было до того, как провели раскопки храмов и обнаружили древнее русло реки Иордан.
— Когда Крещение впервые отмечалось на Святой Земле и почему раньше Богоявление отмечалось в один день с Рождеством?
— Очень важный вопрос. Если мы читаем Библию, мы не знаем дня рождения ни одного из ее персонажей. День рождения не был важен в библейской традиции. Важен был день кончины, день успения. И христиане были продолжателями этой традиции и не отмечали праздник рождения Христа.
В Библии не написано, когда родился Моисей, например. И евангелисты этого не записали. В исходной традиции, которая отмечена в Иерусалимской Церкви, сначала праздновали Богоявление. Литургические тексты службы праздника Крещения Господня были связаны с событиями Боговоплощения. Позже Церковь осознала важность Рождества Христова как отдельного праздника и установила его.
— Существуют ли какие-то особые традиции праздника на Святой земле, которых не знают в России?
— Христианская община на территории Иерусалима никогда не исчезала. Об этом и, в частности, об особенностях празднования Крещения Господня, были оставлены многочисленные записи паломников разных веков.
Потрясающую запись об этом оставил неизвестный паломник из Пьяченцы, который приходил на Иордан в 570 году. Он написал такие слова на праздник Крещения: «Иордан с ревом возвращается назад». Воды Иордана в момент их освящения… разворачиваются! И знаете, это чудо время от времени повторяется. И я сама со многими паломниками многократно за этим наблюдала уже в наши дни. Ум отказывался признавать то, что видели глаза.
Я на Святой Земле живу уже почти 30 лет. Самое явное чудо, ставшее некой традицией, произошло на Крещение после избрания Иерусалимским патриархом Феофила III и освящением им вод Иордана. Я присутствовала на берегу со стороны Иордана, вместе с журналистами. Когда патриарх в третий раз бросил крест в реку… Знаете, крест ведь небольшой. А со стороны было такое ощущение, что в воду не крест бросили, а бомбу! По воде пошли и волны, и круги, волны начали бить об оба берега, а потом река вдруг изменила направление течения! Волны были в тот момент сантиметров 20 высотой. Хотя обычно Иордан очень спокоен. Длилось это довольно долго.
Я думала, что это галлюцинация. Чтобы поверить своим глазам, я начала спрашивать людей вокруг: «Вы это видите?». Мне молча кивали в ответ. Все смотрели и не могли оторвать взгляда от разворачивающегося у нас на глазах чуда. Течение реки должно было двигаться в сторону Мертвого моря, а оно развернулось в противоположном направлении. Да притом с волнами.
Кто-то из паломников на другом берегу реки бросился в воду в туфлях. Видимо, одну туфлю этот человек потерял, потому что очень скоро я увидел проплывающую перед глазами обувь! В другую сторону. А потом еще кто-то бросил в реку букет цветов, и они тоже поплыли против привычного течения реки. Тогда я окончательно убедилась, что увиденное мною – не видение. Вот такие события на Иордане видели еще древние паломники. Игумен Даниил писал об этом. Бывает такое чудо как добрая традиция.
Но был один год, когда на событие собралось посмотреть огромное количество журналистов… И ничего не произошло. Чудесами Господь мог бы заставить человека верить. Но Он дает людям свободу воли и свободу выбора. Господь и во время земной жизни творил чудеса, но не делал это постоянно. Он сотворил достаточно чудес, чтобы поверить.
А вообще каждый год приезжает множество паломников из разных уголков планеты. Людей много, места для спуска и погружения мало. В Крещенский сочельник река Иордан освящается дважды.
На израильском берегу это делает патриарх Иерусалимский, а со стороны Иордании — архиепископ Аммана. В древности, по описаниям паломников, патриарх Иерусалимский выплывал на лодке на середину реки и погружал на веревке крест в воду. С 1967 года, когда были утверждены границы Израиля и Иордании, эта традиция ушла в прошлое. Освящение патриарх совершает с берега. Крест обвязан лентой, патриарх бросает его в воду и медленно вытягивает на берег. Также происходит второй и третий раз. А после этого начинаются описанные выше чудеса. Не всегда они заметны явно, но происходят.
Кстати, я часто читаю в российской прессе мнения, в том числе священников, в которых крещенские купания осуждаются, в том числе и по причине холодов. Священники говорят, что в канонах этого не написано, значит этого делать не надо, а традиция языческая. Немного обидно это слышать, так как традиция погружения в воды, не только в Иордан, а в воду вообще очень древняя.
По этому поводу есть слова святителя Афанасия Александрийского, жившего в IV веке:
«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Такая традиция была в Египте. Понимаете, Господь в этот день идет креститься. Что за христианин, что не погрузится в воды Иордана в эти дни? Поэтому Афанасий пишет именно так. Но он пишет о жителях Египта, которые живут у Нила, там же жара. То же самое и у нас, в Иерусалиме. Поэтому всегда можно погрузиться. В каноны Церкви это не внесли. Ведь в странах с суровым климатом здоровье не каждому человеку позволит погрузиться в воду зимой. Нельзя в канонах написать «погружайтесь в воду обязательно!». Но такая традиция – есть. И она очень древняя.
Вечером 18 января на Святой Земле состоится освящение вод р. Иордан, в месте, где 2 000 лет назад принял крещение Сам Господь.
19 января в Храме Рождества Христова пройдет праздничная Божественная Литургия. Освящение с молебном и Литургию будет совершать Патриарх Иерусалимский.
По благословению протоиерея Спиридона (Саммура), клирика храма Рождества Христова в Вифлееме, который будет состоять в сослужении у патриарха, все желающие могут подать записки на Чин освящения воды и Божественную Литургию в день Крещения Господа нашего Иисуса.
Для этого пройдите по ссылкам: