В настоящее время можно с уверенностью сказать, что если раньше рынок искусства определялся галереями, то сегодня там руководят, так называемые, кураторы. Это они раскручивают (как во всяком шоу-бизнесе) не искусство, а имена.
Вот почему были случаи, когда богатые люди (для некоторых — это прежде всего капиталовложение) по совету таких кураторов иногда продавали свои коллекции классической живописи (даже Рембрандта!) и покупали за большие деньги произведения современных модных художников, — например, представителей американского абстрактного экспрессионизма Поллока или Куннинга.
Картины этих и многих других артистов этого направления не подчинялись ни велениям смысла, ни требованиям формы. Но это было время показа “свободы и демократии” в противовес, тогда еще соцреализму в исскусстве СССР.
Кстати в это же время в СССР расцветало нонкомформистское искусство, одними из представителей которого были незабываемые и, на мой взгляд, замечательные Анатолий Зверев и Владимир Немухин. Не могу отождествлять их с американцами, потому что их русскость даже этому направлению придала исключение…
Но сегодня, когда выяснилось, что время многие эти “-измы” потихоньку отбрасывает, оставляя лишь самых-самых в качестве образцов направлений, народ призадумался…
Безусловно, мы уже привыкли к некоторым симпатичным и душевным “-измам”. Но заметьте, что любимые нами художники — в основном период до 2-й мировой войны. Тогда нарочитое упрощение форм, декоративность и новизна имели еще какой-то смысл, а появление фотографии заставляло художников отталкиваться от реализма. Это было в духе времени. И мы навсегда приняли в свое сердце полюбившихся нам Клода Моне, милого Матисса, очаровательного Ренуара.
Но после 50-х годов прошлого века, скатываясь все дальше и дальше по наклонной, мы оказались перед голыми королями и принцами, завоевавшими наше художественное пространство.
И вот уже несколько десятилетий нам предлагают точки, кляксы, запятые и полосочки в разных вариантах, выдавая их за безграничное проявление творческой свободы, а на самом деле лишь снобизм и нигилизм.
Кроме того современное искусство стало показывать как человек ужасен, зол и уязвлен смертью.
Вы скажите, что и христианское искусство тоже посредством, например, натюрмортов “Ванитас — суета сует” указывало человеку на тщетность его стараний. Несомненно, но оно, помимо этого, говорило и о пути к Спасению, показывало смерть и распятие с опорой на Воскресение. В то время как современные ужастики — это разочарование без всякой надежды на выздоровление.
И сегодня, когда уже раздаются кое-где пока еще робкие, но все крепнущие: “гммм… а предлагаемые-то нам короли оказывается того… в чем мама родила… “.
Эти сомнения доносятся и до богатых коллекционеров. А что прикажите им делать? Миллионы вложены в этих новых голых королей. Может в суд подавать на кураторов?
Пожалуй, пока это не даст результата.
Судя по всему, мы еще долгое время будем свидетелями этого Неискусства.
Но нельзя не сказать и о положительных тенденциях.
После 2-й мировой войны вектор искусства переместился из Парижа в США.
И что же мы наблюдаем? Резкий поворот к реализму и опыту старых мастеров с отточенной техникой (Andrew Wyeth, Jacob Collins, Steven Assael).
Читатель сразу меня упрекнет: “Ах, ну что вы такое говорите? Американское искусство? Да оно бездушно и русские мастера лучше!” А я и не спорю. Но в этом очерке тема — это международные тенденции в мире искусства.
Уважаемый, Федор Михайлович! Ростки пошли к свету и надежда остается. Ваше пророчество: “Красота спасет мир” сбудется! Но мы тоже должны свидетельствовать об этой красоте во всех ее проявлениях.
Да поможет нам в этом Господь!
Главное фото к статье: Картина современного художника Сая Твомбли “Untitled (Gaeta)”