Тинейджер: между вампиром и зомби
— Помогите обратиться в вампира! Подскажите, как стать оборотнем! Посвятите в ведьмы! – Такие мольбы в интернете не редкость. Для современного подростка нечисть и нежить не отрицательные герои, а романтические существа, вечно живущие, властные, неотразимые. Бесшумно убивают они врагов, передвигаются с невероятной скоростью, легко обретают богатства. Литература и кинематограф немало потрудились, чтобы перевернуть с ног на голову традиционное видение демонических существ.
Многовековое представление о вампирах и прочих мифологических персонажах рисует их существами, относящимися к человеку безжалостно-потребительски – вампиры пьют кровь, зомби и оборотни пожирают плоть, ведьмы дурачат и запугивают, втягивают в грязные ритуалы… Но служители муз не любят тривиальные решения и протоптанные тропки, писатели и сценаристы превратили чудовищ в существ чутких, страдающих, которые творят зло поневоле. Якобы жильцы могил и гостьи шабашей способны на высокие чувства. Уже миллионы россиян знакомы с таким видением мира и любят подобные произведения искусства.
Современные публицисты патриотического направления проклинают за это Голливуд, но давайте вспомним советские фильмы-сказки, где фигурировали добрая бабушка Яга, весельчак Леший, грустный Водяной, забавные кикиморы, дружелюбные черти, тогда как подлинная мифология никаких положительных свойств этим существам не приписывает.
На Западе тем временем компания Диснея снимала свои мультики, где безжалостно колотили друг друга зверюшки, как в «Томе и Джерри», но всё это подавалось как милые шутки, и каждая серия оканчивалась хеппи-эндом. Затем положительными героями стали не шаловливые мышата, а привидения и упыри. Например, в ноябре-2017 российских малышей радуют мультфильмом «Маленький вампир»: главный герой – вампирчик по имени Рудольф. За ним и его клыкастой семейкой охотится «злой охотник на вампиров». Бороться с ним Рудольфу помогает новый друг – мальчик Тони.
Любая информация влияет на человека, вопрос в том – соглашается ли он с ней внутренне, или отвергает её.
Яркие красочные фильмы и мультики, подавая зло в привлекательной обёртке, снижают критичность зрителя. Дети склонны принимать на веру большинство утверждений, подростки менее внушаемы, но и к ним легко подобрать ключик, если персонажи красивы и молоды. По мнению психологов, информация, предназначенная для подрастающего поколения, должна быть максимально безопасной и полезной, поскольку формирует личность и управляет её поведением.
Так создают идеалы
Понятие зла становится всё более расплывчатым и неопределённым. Оно больше не противопоставляется добру, а смешивается с ним в разных пропорциях. «Дракула», где главный злодей – страдающий вдовец. «Интервью с вампиром» по книге Энн Райс, посвятившей кровососам целые серии романов. «Сумерки», цикл фильмов и книг о юном очаровательном вампире. Кроме того, можно упомянуть серию фильмов «Другой мир», сериалы «Баффи» и «Ангел», аниме «Хеллсинг». В этих поделках встречается, например, вампир, ставший ангелом, или священник-добрый вампир.
Никакие народные предания не приписывают тёмным существам красоты, раскаяния, героизма и добрых помыслов, это фантазии режиссёров – рыночно выверенные, успешно продающиеся.
Монстры с выразительными глазами, чувственными губами и идеальной фигурой с трудом воспринимаются как злодеи, и вскоре совершают благородные поступки, оправдывая ожидания зрителей, а более всего зрительниц.
Следом режиссёры начали гуманизировать образы зомби. Например, в сериале «На зов скорби» зомби выглядят, как обычные люди, немного растерянные своим возвращением, и ищут понимания у напуганных родственников.
Я не смотрела довольно известный фильм «Тепло наших тел», но прочла книгу – простенький сентиментальный роман, где главным героем является ходячий мертвец. При жизни он был симпатичным молодым человеком, а после смерти любит носить в кармане кусочки чужого мозга и лакомиться воспоминаниями убитых людей. Этот «прекрасный принц» на начальной стадии разложения покоряет сердце живой девушки.
Представительницам слабого пола свойственно искать в реальной жизни мужчин, напоминающих кинокумиров. Вряд ли дезориентированная особа найдёт вампира или зомби с внешностью секс-символа, но может довольствоваться и обычным мучителем или человеком с психическими отклонениями. Тем более, что в фильме «50 оттенков серого» героиня прекрасно уживается с садистом.
Сегодня по всему миру создаются клубы поклонников маньяков и серийных убийц, самые рьяные фанатки душегубов выходят за них замуж. Им не мешает осознание того, что супруг убивал детей десятками. Как правило, поначалу девушек интересует психология маньяков, они начинают переписку с «пожизненниками», чтобы пощекотать нервы, закалённые просмотром хоррора, и, бывает, создаются семьи. Так нашлась молоденькая супруга для маньяка Сергея Ткача, жертвами которого стали девочки 8-17 лет. «На счету пожизненно осужденного 37 убийств и восемь изнасилований — это только те преступления, которые удалось доказать следствию», сообщает пресса.
Зек зеку рознь – можно понять женщин, которые увлекаются вменяемыми людьми, совершившими ошибку и намеренными вернуться к нормальной жизни. Но о чём говорить с безумцем, на руках которого – кровь детей, мучительно убитых?
В тюрьме женились маньяк-сатанист Ричард Рамирес, убийца и некрофил Теодор Банди, сектант-убийца Чарльз Мэнсон и многие другие преступники. Западное общество тоже пожинает плоды морали-перевёртыша.
Плоды «доброго зла»
Не стоит думать, что последствия нравственной путаницы отражаются только на личной жизни. Зрители взрослеют, но магия «доброго зла» продолжает искажать приоритеты. Поклонники хоррора приходят в политику, в армию, в медицину, в школу. Растёт бездушие и агрессивность общества, популярность сексуальных перверсий и других отклонений от нормы. Дети становятся всё более жестокими, в то же время считая себя хорошими людьми – ведь они знают тысячи фантастических сюжетов, где причинять друг другу боль – обыденно.
«Просмотр фильмов ужасов смертельно опасен для души ребенка. Взрослым смотреть эти фильмы в большинстве своем не полезно. Полезным иногда может быть разовый просмотр, вызвавший у зрителя эффект прививки от этих фильмов. Даже при просмотре этих фильмов без сочувствия к ним, надо быть крайне осторожным», – пишет протоиерей Илья Шугаев. Но вряд ли россияне откажутся от трети произведений голливудского кинематографа.
А в это время российский киномир пытается догнать и перегнать Запад – вспомнить хотя бы фильм «Он дракон», о красавчике, который поневоле превращался в Змея Горыныча. В отличие от русских народных сказок, где это существо – воплощённое зло, в фильме славянская невеста сама зовёт дракона, чтобы быть похищенной. Режиссёр не заморачивался глубинным видением сюжета. Никто не помнит, что в былинах змей воплощал собой кочевую орду, налетавшую на Русь за рабами.
Если бы в наши дни снимали фильм про чудо Георгия о змие, то отрицательным героем оказался бы святой витязь, а змий – симпатичным, немного запутавшимся существом.
Раньше оправдывать «оклеветанного Сатану» и его присных было прерогативой философов типа Блаватской, ныне этим занимается массовая культура. Рушатся архетипы, формируется толерантность ко всему чудовищному, грязному, опасному. Чему удивляться, если вдруг на Кубани задерживают семью каннибалов? Или 15-летняя любовница гастарбайтера, убившего её родителей, даёт показания в его пользу? Или новосибирского священника ранит катаной обезумевшая сотрудница ФСИН, как произошло почти на днях?
Требуется союз российской культуры, религии, образования, чтобы уверенно противостоять напору мировой моды на зло и порок. Но люди искусства выясняют отношения с церковью, представители образования не пускают православие в школу, либералы стыдятся быть верующими, а патриоты заняты обличением других народов.
Как нивелировать зло в искусстве, если оно пустило корни во все сферы бытия? Для этого нужно быть реалистами, видеть подлинные проблемы России. Не заниматься дрязгами, а уметь договариваться, мириться и прощать друг друга.
Помните Достоевского? «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Там всё решается, а не на экране.