• Актер Анатолий Журавлёв о российском кинематографе, народных героях, смирении и промысле Божием.

    Кинематограф обладает огромным идеологическим потенциалом — он способен формировать в обществе определенное отношение к тем или иным событиям, задавать нормы и модели поведения. Но почему-то сегодня национальная киноиндустрия все чаще становится оружием, которое направлено на нас самих. Громкие культурные скандалы последнего времени, связанные с фильмом «Матильда» и постановками современных театральных деятелей, в очередной раз приковывают внимание к проблемам отрасли.

    Что происходит с российским кино, почему оно перестало отстаивать национальные интересы и каких фильмов на самом деле ждет зритель — об этом и многом другом мы беседуем с актером театра и кино Анатолием Журавлёвым.

    Справка:

    Анатолий Анатольевич ЖУРАВЛЕВ родился 20 марта 1964 года на Урале, в г. Верхняя Салда (Свердловская область). В 1992 году окончил ЛГИТМиК им. Черкасова (курс В. Петрова). Работал в ленинградском Театре комедии имени Н. Акимова под руководством Дмитрия Астрахана, в Театре под руководством Олега Табаков.  В кино дебютировал в 1974 году.  С тех пор сыграл во множестве фильмов, среди которых “Все будет хорошо”, “Бедная Саша”, “Брат”, “День Рождения Буржуя”, “Жмурки”, “Евлампия Романова”, “Марш Турецкого”, «Палач» и др.  С 2007 года – актер Государственного театра киноактера.  Занят в постановках нескольких театров, активно снимается в кино.

     

    Бабушкины уроки

    — В одном из своих интервью Вы говорите о том, что актеру «важно уметь нести свой крест»: помнить, что будут как успешные периоды — когда много ролей, так и тяжелые – когда ролей могут не предлагать совсем. В это время важно не сломаться, а «со смирением все принять», — отмечаете Вы.

    Очень ценное рассуждение – и в применении к жизни в целом, и к профессии актера. Как лично Вы пришли к такому восприятию жизни, как оно у Вас сформировалось? 

    — Это влияние бабушки. У нее была очень тяжелая жизнь, но при этом она стойко все переносила. Она была самой старшей из детей, а всего их было девять. В 30-е годы их семью раскулачили — пришли и сказали освободить дом в течение 20 часов. В нем сделали детский сад. Парадокс: дети, которые жили в этом доме, должны были уйти из него, чтобы туда поселили других детей.  Буквально за несколько дней, все девять детей рассыпались по всей России. Больше они никогда не встретились. Бабушка взяла на руки годовалого брата Гену, в надежде спасти его, и ушла. Спустя какое-то время он умер от болезни, и она осталась совсем одна. В 10 лет она уже работала на каменоломне, позже – на комсомольской стройке. Потом она попала в детский сад, где и проработала большую часть своей жизни – 50 лет.

    Бабушка за свою жизнь удостоилась, пожалуй, всех наград кроме «Героя соцтруда». Ее жизнь, полная борьбы, стойкость и твердая вера вдохновляют меня и дают силы. Хоть ее уже и нет рядом, но частью своей души она всегда со мной.

    Я помню, что у нее в доме всегда в углу висела иконочка Богородицы. В детстве я глядел как она что-то шептала, глядя на эту «картиночку», и понимал, что, видимо, все не так, как нам в школе говорят. Если бабушка пережила такую сложную жизнь и обращается к этой иконочке, наверное, действительно в этом что-то есть. Она никогда прямо не говорила мне о Боге, но своим детским чутьём я понимал все.  Каждое утро я слышал, как бабушка обращается к этому «портретику» и, почти плача, говорит «Господи, прости меня грешную»…

    Я многому научился у бабушки: чтобы что-то иметь, нужно много работать, всегда верить в то, что делаешь, стойко переносить все сложности, не пасовать перед трудностями и быть уверенным в том, что все происходит на самом деле во благо тебе. Это и есть «нести свой крест». В конечном итоге, результатом всех усилий будет либо мир в душе и радость, либо их отсутствие. Это и есть главный индикатор.

    На съемках,с Марией Шукшиной

     

    Все неслучайно

    — Анатолий, сегодня Вы известны многим, у Вас обширная фильмография, картины с Вашим участием имеют большую популярность у зрителей. Но с чего все начиналось? Как и когда Вы решили стать актером?  

    —   Это было в десятом классе, когда я первый раз выходил на сцену в качестве участника художественной самодеятельности. Именно тогда, я почувствовал, что мне нравится быть на сцене.

    У нас была агитбригада, и мы высмеивали тунеядцев, пьяниц и прочих нарушителей дисциплины. Я хорошо их всех знал — они все жили на моей улице, и поэтому у меня хорошо получалось их показывать. Зрителям нравилось на это смотреть: нарушители смеялись и говорили «Похож», а друзья и товарищи кричали «Артист!». Наверное, с этих мелочей все и началось.

    Анатолий Журавлев, последний чемпион СССР по тхеквондо, 1991

    — Несмотря на то, что Вы достаточно рано определились, что хотите стать актером, путь к этому у Вас был непростым. Первая попытка поступить в театральный не удалась, и Вы идете на филфак, после окончания учебы и службы в армии год работаете учителем русского языка и литературы, параллельно занимаетесь восточными единоборствами и даже становитесь чемпионом СССР по тхэквондо. Но свою мечту стать актером Вы не предаете и все-таки поступаете во второй раз в театральный институт и теперь уже успешно проходите. Как Вы сегодня оцениваете этот жизненный период, что Вам помогло не свернуть на полпути от своей цели, ведь было несколько дорог?

    — Я думаю, что мне помогла моя целеустремленность.  Да, я не раз мог все бросить и остаться либо учителем, либо профессиональным спортсменом, либо просто пойти работать на завод и забыть навсегда об актерстве. Но у меня была твердая уверенность, что я должен стать актером и мне нужно к этому идти.

    Анатолий Журавлев в молодости

    С первого раза я не поступил в театральный потому, что я не был подготовлен, у меня было мало знаний. Хотя все кричали: «Да ты артист, поступишь».  

    Хорошо, что я тогда не поступил. Это меня немного отрезвило и помогло более серьезно относиться к жизни — я понял, что ничего не знаю, и что мне нужно много работать и готовиться по-настоящему.

    Но ведь действительно что я, деревенский мальчишка, мог знать?   Какого я был представления о сцене? Я увидел, что ребята из городов знают значительно больше, они были сведущи во многих вопросах. Я по сравнению с ними был деревенским валенком.

    Видимо поэтому мне нужно было сначала пройти филфак, повысить свой общий образовательный и культурный уровень. Тот багаж литературы, который я освоил, учась на филфаке, мне помогает и сегодня. Думаю, все неслучайно — во всем есть Божий промысл.

     

    «Все будет хорошо»

    — Анатолий, фильм «Все будет хорошо», в котором Вы сыграли одну из главных ролей – десантника Коли, принес Вам широкую известность. Что эта роль значит для Вас, и думали ли Вы, что эта картина будет иметь такой успех у зрителей?

    — Я совершенно не ожидал, что она станет одной из главных моих ролей и после нее я проснусь знаменитым.  Однако, когда картина вышла и была ее премьера авторитетный для меня человек — профессор института культуры Анатолий Иванович Чечетин сказал мне, что это и будет моя главная работа. Тогда я не поверил ему. Как это? Мне было всего 30 лет и это моя первая главная роль, да у меня еще столько будет ролей!  Но как ни странно прошло больше 20 лет, сыграно больше 70 картин, а именно эту роль все вспоминают, именно этот фильм показывают чаще всего на телевидении и меня знают прежде всего по этой роли.

    Кадр из фильма “Все будет хорошо”, 1995

    — Как Вы считаете, в чем секрет успеха этого фильма?

    — Я тоже думал над этим вопросом. Удивительно, но ведь «Все будет хорошо» не получал никаких больших кинонаград типа «Кинотавра», то есть нашим киносообществом он не был высоко оценен. Секрет успеха этого фильма, я думаю, в том, что десантник Коля — это человек с русской душой. У него все по-настоящему, все на грани, все с полной самоотдачей и на полную мощность. Этим он и близок всем русским людям — он показывает нам нашу жизнь и нас самих.

    — Да, и насколько высоки его чувства — мало, кто способен вот так, как Коля, отпустить любимого человека, пожертвовав своим счастьем…

    — Именно! Некоторые мне говорят: «Ну как ты же ее отпустил». Хотя в то же время все понимают, почему он это сделал. И это еще одна черта русского человека — великодушие.

    — Фильм, действительно, можно назвать христианским.

    — Конечно, ведь насколько этот Коля силен духом!

    В нем необычайная сила: его самопожертвование — образец истинного христианского отношения к жизни.

    Он понимает, что не сможет дать ей того, чего она хочет, и поэтому отпускает ее. Он переступает через свои чувства, лишь бы его любимая была счастлива.

     

    В чем сила русского кино

    — Некоторые проводят параллель между «Все будет хорошо» и «Левиафаном» Звягинцева. В обоих фильмах, по мнению кинокритика, показана неприглядная жизнь российской глубинки. И в какой-то степени есть в этом правда. «Левиафан», как известно, получил кучу кинопремий и даже выдвигался на «Оскар». Пустота, отчаяние, грязь и полная безысходность – в тренде, а надежда на лучшее, истинные ценности и вера в то, что все будет хорошо — то, что показано в вашем фильме – вчерашний день? Это и есть лицо современного кинематографа?

    — Я впервые слышу о таком сравнении. Да, действительно жизнь в наших картинах показана одинаково, но вот режиссерский подход и решение сюжетной линии – совершенно разные.

    У Пушкина есть замечательные строки: «…Мне грустно и легко; печаль моя светла…». В картине «Все будет хорошо» печаль рабочей жизни именно — светлая. В фильме жизнеутверждающий финал — Коля не сдается, он очень сильный человек. Мы все верим, что он еще встретит другую любовь и будет счастлив, у него родятся дети и им он передаст свое понимание жизни – объяснит, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Зритель смотрит всегда с удовольствием этот фильм, потому что там есть уверенность в том, что, несмотря ни на что, все будет хорошо.

    Кадр из фильма “Все будет хорошо”, 1995

    Правда жизни и надежда на лучшее — это то, что делает картину народной.

    — Когда-то Сергей Бодров-младший сказал такую фразу: «Все меньше хочется телевидения, все больше — жизни»…  

    — Да, он этого хорошо понимал. Ведь и он в фильме «Брат» играет такого же народного героя, как и Коля. И фильм тоже стал народным. Там показан герой нашего времени, но героем он стал не потому, что ходит с пистолетом, а потому что в нем тоже есть эта русская сила. Чего стоят его слова: «В чем сила брат? В правде».

    — Как Вы в целом оцениваете современный кинематограф? Какого кино нам сегодня не хватает и какие фильмы последнего времени Вам понравились?

    — Когда я смотрю современное кино, то вижу, что оно очень красиво и профессионально сделано. Наши режиссеры успешно перенимают опыт западных коллег. Но во всех этих картинах нет главного — души. Нутра не хватает.

    Наш русский кинематограф всегда был силен тем, что показывал внутреннее движение души героев. Когда мы вернемся к этому? Когда вспомним, что именно это наша главная черта?

    Только тогда, когда перестанем подражать во всем Голливуду. Только в этом случае настоящий российский кинематограф возродится. Я не могу назвать современных фильмов, которые меня как-то зацепили.

    Кадр из фильма “Жмурки”, 2005

    — Для Вас существует противоречие между профессией актера и верой? Есть такая точка зрения, что они не очень совместимы. Объясняется это тем, что состояться в профессии актера можно только тогда, когда ты известен, а это в какой-то степени развивает тщеславие и гордыню…

    — Задача актера — трогать душу, заставлять зрителя сопереживать, переосмысливать свою жизнь, глядя на чужую.  Думаю, это не противоречит христианскому мировоззрению.

    Если я играю драму, то хочу, чтобы люди, сидящие в зале, плакали, сопереживали моему герою. Если играю комедию — буду стараться сделать так, чтобы они смеялись от души. Вот моя задача.

    Да, конечно, многим в нашей профессии свойственно и тщеславие, и гордыня, но все это от лукавого. Меня, к счастью, это обошло стороной.

    — Анатолий, Вы приняли участие в арт-проекте «Крылатые притчи». Расскажите, чем Вас заинтересовал этот проект.

    — Про «Крылатые притчи» мне рассказала моя партнерша по спектаклю — Мария Берсенева. Она сказала, что это проект православной социальной сети «Елицы».

    Нам сегодня очень не хватает проектов, которые несут в себе какую-то сильную смысловую нагрузку. Я с удовольствием принял участие, дай Бог, чтобы все получилось и «Крылатые притчи» имели большую аудиторию.

     

    Смотреть выпуск проекта с Анатолием Журавлевым.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий