Алла Кузьмина – православная девушка из Дальнегорска, обучающаяся иконописи в Курской православной духовной семинарии на 5 курсе. Мы поговорили с Аллой о том, как проходит обучение иконописи, как соотносятся строгие иконописные каноны и творческая свобода художника, и кому стоит идти учиться этому нелегкому мастерству.
К Богу через красоту и труд
Первый год обучения дался нелегко, так как пришлось переучиваться с обычной художественной техники на темперную живопись.
Обычный наш день проходит следующим образом: подъем в семинарии в 7 утра, но те, кому нужно дополнительное свободное время перед началом дня, встают пораньше, в 5 или 6 утра. В 7:20 – молитва в семинарском храме при иконописной школе имени Преподобного Сергия Радонежского. В 8 — завтрак, 8:30-13:30 – занятия, потом час на обед, и с 14:30 до ужина в 17:30 продолжаются занятия. После ужина начинается свободное время, например, ты можешь выйти в город из стен иконописной школы, сходить в магазин и так далее. Но до 21:00 ты должен вернуться, так как в это время закрываются ворота. В 22:00 – вечернее правило, в 23:00 – отбой.
Поэтому можно сказать, что иконописное отделение — это во многом самообразование.
Помимо полугодовых и годовых просмотров твоих работ есть еще промежуточный контроль: через каждый месяц или полтора тебе нужно предоставить 6-7 икон. Это очень много, так как на каждой иконе – множество деталей, которые необходимо аккуратно выписать. Одну работу можно рисовать и неделю, и больше. Одним словом, расслабиться особо некогда.
И такая ситуация на всех курсах: поступает 13-15 человек, а заканчивает 3-4. Это связано прежде всего с тем, что учиться у нас очень трудно. Некоторые устают от послушаний, некоторые понимают, что это не их, некоторые хотят просто рисовать, быть художниками.
Конечно, иконописец – это не самая доходная профессия, но меня это не смущает. Как сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Белое вино, вода и олифа
Далеко не каждый профессиональный художник может стать иконописцем, так как главное в иконописи – это духовная составляющая.
Когда-нибудь я мечтаю написать Троицу преподобного Андрея Рублёва.
Свобода творчества и свобода святости
И что удивительно: форма выражения мысли у разных иконописцев различаются, а сама мысль, выраженная в образе, при этом – не меняется! Это похоже на то, как люди достигают святости: есть святые мученики, исповедники, преподобные, блаженные и так далее. Все пути разные, а конечная точка – одна. Так и иконописцы: все видят по-своему, и в тоже время пишут в каноне.