Источник: блог плохой христианки
Православные тоже разводятся. И нет, имеются в виду не те 80% населения России, которые для галочки верующие, но при этом спокойно сожительствуют до брака. Имеются в виду те несколько процентов верующих, которые худо-бедно пытаются соответствовать евангельским заповедям.
Дело в том, что когда начинаешь заводить разговоры о том, что браки верующих лучше и крепче, чем неверующих, сразу слышишь: а у меня вот знакомые атеисты отлично живут, а православные тоже разводятся. Я не спорю. Но для меня это утверждения в стиле: вот “Титаник” потонул, а ИванИваныч на плоту кругосветку совершил. Вот ИванИваныч не пристегивался и отделался синяком, а ИванПетрович пристегнулся – и насмерть.
Да не вопрос – ИванИваныч молодец. Но тут вопрос в вероятности, везении и личной одаренности. Я лично невезуча и не одарена. Поэтому отправляясь в путешествие, я предпочитаю обвязаться ремнями безопасности и до кучи надеть на шею спасательный круг.
Тем не менее очевидно, что неверующие должны разводиться чаще. Просто потому что для них брак «не такая уж ценность». Сходи дочь замуж, потом уйдешь если что. А потом тянутся по привычке такие браки, заключенные по принципу «ну разведемся если вдруг не сложится». Или – что чаще – люди и разводятся благополучно через три месяца. Никакой трагедии ж. Все так делают. Это как с абортами – все так делают. А потом откуда-то депрессия и проблемы со здоровьем.
Естественно, если ты заключаешь брак с посылом «развод – это трагедия», ты изначально иначе относишься и к выбору партнера, и к возможным проблемам в браке. Ведь если жить по принципу «если что, разведемся», сохранить брак очень трудно.
Такие «если что» в семейной жизни случаются очень часто. В браке ведь надо поставить отношения выше своего Эго, а это не так уж просто. Если каждый раз при семейных проблемах вы заново переоцениваете партнера, взвешивая – а может он не так уж хорош для меня? – вы определенно будете на грани развода постоянно.
Если же брак для вас – ценность, а развод – немыслимая вещь, то и к семейным проблемам отношение будет другое – вы гораздо больше мотивированы сглаживать проблемы, искать решения, вкладываться в партнера и ценить его. Потому что знаешь – тебе с этим человеком жить еще многие-многие годы. Это как жить в своей квартире, а не в съемной: в своей и ремонт получше делаешь, и к мебели бережнее относишься, и течь в потолке замазываешь.
И все-таки… верующие разводятся. И вовсе не по страшным причинам, разрешенным для развода Церковью (типа душевной болезни или побоев), а по вполне обычным бытовым. Почему? Мне кажется потому, что нынешние православные больше знают акафистов на церковнославянском, чем того, как надо вести себя с супругом.
Брак – это именно та ситуация, где абстрактно-ритуальная религиозность бесполезна – нужна живая вера, живая готовность любить и жертвовать собой. Вот в браке-то и проверяется крепость этой веры. И испытание проходят далеко не все – и думаю, что с разводом многие теряют и изрядную часть даже внешней религиозности. Все-таки развод – явное противоречие церковному быту.
Помню, как-то наткнулась в интернете на информацию про то, что в Томске организуют регулярную «школу» для супругов, у которых проблемы в браке: их учат заново открывать друг друга, прощать и понимать, чтобы сохранить брак. Начинание было христианское – протестантское, конечно же. «Конечно же» – потому что, увы, с трудом представляю, чтобы что-нибудь такое было бы организовано под эгидой православия.
А ведь это идеальный миссионерский подход: показать, как христианство может решить реальные, насущные проблемы тысяч людей в браке. А оно может – конечно, настоящее христианство, а не «для галочки».