Кондопожский подросток и регулярность поджогов храмов на Украине вызывают у православного человека лишь грустный вздох. Геростраты наших дней, известные и не очень, прочно оставляют в сетевой памяти печать «огненных» подвигов». Что толкает людей на чудовищное кощунство и заставляет без зазрения совести попирать христианские святыни?
Чтобы помнили…
Оказывается, древние тоже умели «хайпануть». Житель греческого Эфеса Герострат в IV веке до Рождества Христова взял да и спалил храм Артемиды. Разгневанные эфесцы устроили допрос с пристрастием и выяснили, что с помощью такого поступка мужчина хотел войти в историю. Несмотря на табу властей, благодаря скрупулезным греческим авторам, имя первого знаменитого поджигателя-хайпожора дошло до наших дней.
Выражением «геростратова слава» и ему подобным стали называть людей, словивших популярность на позорных и постыдных делах.
Кроме того, Герострат покусился на культовое здание, имевшее сакральную ценность для общества своего времени. Грек стал заложником собственного тщеславия и, очевидно, был доведен до отчаяния голосом внутреннего пламени, убеждавшего мужчину в бесполезности собственного бытия. «Войти в историю» – далеко неоднозначная фраза, в разные века толкавшая людей на чудовищные и безумные поступки.
В новейшей истории России немало печальных событий, связанных с уничтожением религиозных сооружений посредством поджогов. Православные храмы занимают по частоте атак среди других культовых объектов первое место. Что это? Обыкновенная пиромания? Отголоски «традиций» большевиков-богоборцев? Или за поджогами стоят более глубокие мировоззренческие установки?
Вспомним самые громкие случаи поджогов православных церквей последнего десятилетия в России.
2009 год. 1 февраля сожжен храм Козьмы Верхотурского в Екатеринбурге. Злоумышленники бросили бутылку с зажигательной смесью в деревянное здание и оставили верующим «послание» на заборе церкви: “Бойтесь, христиане, воинства Святослава”. Поджигатели оказались приверженцами неоязычества. Впоследствии они были задержаны и осуждены.
2010 год. Поджоги храмов великомученика Пантелеимона и великомученицы Варвары совершили злоумышленники 1 ноября в Карачаево-Черкессии. Преступники не найдены. Ущерб храмовому имуществу составил 13 000 000 рублей.
2011 год. Нападению неизвестных подвергся храм преподобной Евфросиньи в Котловке на Юго-Западе Москвы 17 сентября. Возгорания не произошло, но на месте были обнаружены осколки и жидкость, характерные для «коктейля Молотова».
2012 год. В ночь с 12 на 13 мая был сожжен храм XIX века во имя великомученицы Екатерины в Петрозаводске Ленинградской области. Храму был причинен значительный ущерб.
2013 год. 29 ноября в Республике Татарстан был совершен поджег двух храмов. Атакам подверглись Предтеченская церковь 1873-1874 годов постройки в с. Албай Мамадышского района и Троицкая церковь в с. Крещеные Казыли Рыбнослободского района. Задержанные за преступление оказались членами исламской группировки. Все 9 человек были осуждены на сроки от 16 до 24 лет колонии строгого режима.
2014 год. 5 ноября к дверям часовни во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» неизвестный принес строительный мусор, который был им подожжен. В результате здание храма пострадало.
2015 год. В селе Васильевское Серпуховского района Московской области злоумышленники сожгли памятник архитектуры – храм Николы Чудотворца 1689 года постройки. Шедевр деревянного зодчества сгорел 19 июня. Преступники взломали дверь церкви, проникли внутрь и занесли пламя в здание. Их личности не были установлены.
2016 год. 5 мая в селе Прислониха Ульяновской области был сожжен Богоявленский храм 1880 года постройки. Поджигатель сидел напротив церкви и наблюдал, как деревянную конструкцию пожирает пламя. На момент поджега ему было 18 лет и он состоял на учете у психиатра.
2017 год. Утром 16 декабря неизвестные подожгли храм Донской иконы Божьей Матери в Ростове-на-Дону. Злоумышленники также разгромили и сожгли здание приходской школы церкви.
2018 год. 10 августа в карельской Кондопоге 15-летний подросток поджег храм Успения Пресвятой Богородицы. Уникальный памятник зодчества XVIII века сгорел дотла. По некоторым версиям, поджигатель увлекался сатанизмом.
К сожалению, в последние годы участились поджоги православных церквей на Украине. Это связано с непростой политической и уже даже религиозной обстановкой в стране. Считающие себя православными христианами боевики украинских националистических организаций, выносят веру за скобки в вопросах этнокультурного самоопределения. Так, в ночь с 9 на 10 февраля в Николаевской области неизвестные попытались поджечь храм мученика Ильи. А уже 16-го числа три человека в Запорожье подвергли огненной атаке храм Иоанна Богослова. Сейчас они задержаны.
А за рубежом?
Варг Викернес из Норвегии получил настоящую «геростратову славу» за поджоги древних храмов на своей родине. Музыкант и один из современных идеологов неоязычества был признан виновным в поджоге трех каркасных церквей в 1991-1992 годах.
После посадки Викернеса огненные преступления в стране прекратились.
Но христианские храмы, так или иначе, страдают от рук поджигателей по всему миру. Так, в июне 2015 была устроен поджег в в католической Церкви Умножения хлебов и рыб в Капернауме. В том же году серьезно пострадали от искусственно занесенного источника возгорания протестантские храмы в Индонезии.
Пламенная вера
Как правило, поджоги православных храмов совершаются либо идейно мотивированными людьми, либо невменяемыми с точки зрения светской психиатрии. Нападения на храмы совершались умалишенными или нетрезвыми людьми. Но чаще – негативно настроенными по отношению к Церкви, вере или Истинному Богу заблудившимися душами.
В Христианстве мистика огня отждествляется с адом и вечными муками. В то же время, в храмах на богослужении используются горящие свечи и лампады, а накануне каждой Пасхи в Иерусалиме весь православный мир с нетерпением ждет схождения благодатного огня. Но пламя – лишь явление, которое человек может направлять как во благо, так и во зло.
Сжигая храм, поджигатель совершает ритуал повержения в огонь собственной души. «Церковь души» таких людей пылает невыносимым огнем духовной боли. Трисоставный человек проецирует на материальный мир собственное духовное состояние. Если он поджигает храм – значит, внутри него давно пылает гееннское пламя.
Трудно сказать, почему так происходит и ум людей помрачается настолько, что они решатся поднять руку на святыню, имеющую ценность если не для них, то для многих вокруг. Люди восторжествовавшей гордыни махнули рукой и на себя, и на тех, кого христиане бы назвали ближними. Наверное, так было всегда: существовали люди Христовы, неопределившиеся и их убежденные ненавистники сторонников Бога-Любви.
Поджигателей храмов можно только искренне пожалеть. Они потеряли мир в душе и встали на путь уничтожения образа Божьего внутри себя. Бог поругаем не бывает, а вот человек очень легко может сорваться с правильного пути в царство вечной муки. Тем более, попытавшись поднять руку на Господа.
1 комментарий
“…В Христианстве мистика огня отждествляется с …”