Воскресенье, предшествующее Прощеному, в Православной Церкви называется Неделей о Страшном Суде. Грозное название не очень увязывается с наступающими днями масленичного гуляния. О том, что такое Страшный суд, чем он страшен и почему нам важно о нем помнить – поговорим сегодня.
Наследуйте Царство Бога
До начала Великого поста остается всего неделя, и в храмах звучат важные строки из Евангелия. Церковь предупреждает, что в жизни каждого человека наступит момент, когда Бог появится в ней настолько явно, что уйти от этого не сможет никто. Речь о Страшном или последнем Суде Господа над человеком.
В наших сердцах написан нравственный закон. Верим мы в Бога или нет, стоит принять наличие внутреннего мерила категорий «хорошо-плохо» как данность. Когда биологическое тело – инструмент для духовного совершенствования – умрет, мы окажемся в новой духовной реальности и заберем с собой все, что натворили в земной жизни.
Наверное, не стоит особо разжевывать, ведь при этих словах «заберем все, что натворили» сердце непременно екнуло, накатил приступ легкой или не очень печали, появилось необъяснимое чувство необратимости. Необратимости чего? Наверное, ответа нашей совести о том, как мы уже сегодня проводим свою жизнь.
Вспоминая события Страшного Суда, мы как бы становимся уже сейчас его участниками. Нас обличает совесть, становится невыносимо больно за совершенные нами «духовные промахи», хочется куда-то спрятаться от внезапно возвысившей голос совести или наоборот, ринуться навстречу покаянию и перемене ума. Совесть больно ранит словами, произносимыми Спасителем со страниц Священного Писания. Господь призывает верующих в новой духовной реальности, Царстве Небесном, разделить с ним вечную жизнь в любви и радости:
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Кто такие «благословенные»? Господь раскрывает их как людей, преумпевших в делах милосердия:
«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).
В этот момент наша душа входит в состояние, сравнимое, с одной стороны, с болезненным отчаянием, с другой – озаряемое каким-то добрым светом озарения. В храме, во время чтения Евангелия, мы присутствуем на том самом Суде, одновременно и участвуем, и смотрим со стороны. Ведь мы еще здесь, на земле. У нас есть еще шанс исправиться…
Что ждет нас, если мы не исправимся?
«Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:45-46).
Страшный Суд представляется нам как обычное земное судилище, с зачитыванием материала дела, суровом судье, прокуроре, адвокате, приставам по обе стороны решетки… А как на самом деле?
Суд совести
Василий Великий писал, что Бог восстановит во время Суда в памяти человека все совершенные им дела. Произойдет это молниеносно, без очереди на рассмотрение очередного дела очередного «подсудимого».
В светлом христианском мировоззрении, в действительности, Суд Божий не есть что-то мрачное, наоборот, наполненное торжеством правды. Как это? Встреча с Богом не есть юридический акт сродни людскому, а реакция каждой конкретной души на Любовь.
Нам ведь знакомы случаи, когда помраченное сознание человека отвечало на добро злом. От чего некоторые люди «мочат» нашу Церковь и веру в своих ежедневных постах среди уютных блогов? От того, что им больно воспринимать нашего Бога как Любовь и все, что с Ним связано, все, в чем Он выражен в мире верных Ему людей.
Отягченному грехом человеку тяжело зайти в храм вплоть до физических мук, трудно подойти к исповеди, сложно организовать себя на молитву, невыносимо простить, понять и уступить ближнему в жизни. Все это – реакция на Божественную Любовь.
Подобное притягивает подобное, также и к Богу тянутся те, кто расположил к Его принятию свою душу. Симеон Новый Богослов считает, что Страшный Суд совершается уже здесь, в земной жизни каждого человека. Судимы будут люди, добровольно оставшиеся в заложниках страстей и благ мира. Раскаявшиеся, пришедшие к Богу, по мнению святого, избегнут этой горькой участи.
Что делаем мы?
И вот Церковь нам в очередной раз напомнила, что пора говориться к Великому посту. Не как времени гастрономического ограничения, или суеверного ужаса от того, что сейчас, дескать, прилетит на нашу голову искушение… А как ко времени, когда можно стать лучше. В духовном христианском смысле.
Страх, который может вызвать у нас напоминание о Страшном Суде, выступает отрезвляющим препаратом и стимулом к перемене наших мыслей. Слова Спасителя о делах милосердия ранят нашу совесть и через эту боль помогают одуматься. Именно одуматься.
Слыша слова о приютивших странника или навестивших больного, мы вспоминаем себя. Именно в этот момент есть шанс, что внутри нас произойдет переоценка смыслов. Нам хочется зарабатывать много денег, эти деньги тратить, хорошо есть и одеваться, путешествовать, улучшать жилищные условия, вкладывать деньги, чтобы преумножать деньги, получить мнимые свободу и независимость, выгодно превозноситься над другими людьми своим успехом.
Стремясь к подобным мечтам, мы теряем время, оставляем здоровье, вляпываемся в пучину еще больших духовных проблем, забываем о близких да и просто лишаемся человечности.
На самом деле, вот так, с разбегу в карьер – говоря о решении отвергнуть все мирское и начать жить ценностями веры – сложно. Другое дело, что находясь в Церкви, человек из года в год меняется. Не проходит бесследно его пребывание здесь, среди людей, выбравших этот непростой путь. Но дорогу осилит идущий. Сначала нас призывает благодать, и мы по зову сердца идем. Нам многое непонятно, мы отказываемся принимать веру разумом, бунтуем, покидаем Церковь, спорим, осуждаем, не принимаем. Однако, со временем, все встает на свои места. И мы понимаем, что дорога спасения, в общем-то, одна. Лишь бы дойти до конца.
Дай Бог, чтоб у нас получилось!