Источник: Союз Православных журналистов
«Ожидание смерти хуже самой смерти», «Не так страшен черт, как его малюют» – о чём эти поговорки? Что их объединяет? Правильно – их объединяет страх. И в первом случае, и во втором, речь идёт именно о страхе, страхе ожидания, страхе встречи. Боимся ли мы? Ответ на этот вопрос будет однозначно положительным: да, мы боимся. Чего боится верующий человек? О страхе греха, страхе Божьем – в нашем материале.
Чего мы боимся
Страх сопровождает нас всю нашу сознательную жизнь. Другое дело чего мы боимся? На ум приходят Евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Чаще всего мы боимся смерти, болезни, потери материального благополучия, боимся смерти близких людей, боимся за свою репутацию, переживаем как мы выглядим в глазах соседей коллег, начальства.
Если посмотреть на нашу жизнь с точки зрения страха, то наша жизнь – это сплошной страх. Начиная с младенческого возраста, когда мы прятались или убегали от бабайки под одеяло, и заканчивая зрелостью, когда нас постоянно одолевают сомнения и страхи, связанные буквально со всем. Не всегда взрослый человек признаётся себе в своих страхах, мы не всегда даже осознаём и страхи, и их причины.
Страх это…
Что же такое страх? «Страх – это боязнь чего-то, психоэмоциональное состояние кратковременная эмоция, или устойчивое чувство, порождаемое у человека действительной или воображаемой опасностью» (Краткий словарь по этике).
Маленькие дети, часто бывают очень бесстрашны, вызывая своим поведением умиление взрослых. Но, взрослые не учитывают, что ребёнок не в состоянии дать реальную оценку риску или последствиям его действий. Поэтому пройтись по краю обрыва, подойти к злющему псу – это не страшно. У детей ещё не срабатывает инстинкт самосохранения. Именно на примере детей мы чаще и явственне видим попечение Божие о человеке: когда, казалось бы, в безнадежнейших ситуациях дитя остаётся невредимо.
Психологи о фобиях
Психологи, а ещё чаще психоаналитики связывают страхи, или как модно сейчас говорить «фобии» с какими-то событиями из нашего детства, при чём из наиболее раннего детства. Начало такого подхода к трактованию и пониманию страхов положил Зигмунд Фрейд, очертив круг так называемых «детских» проблем, приводящих к фобиям во взрослой жизни.
Проецируя фрейдовский, да и любой другой психоаналитический подход к фобиям на современные православные реалии, нужно помнить, что Фрейд, его ученики Юнг и Фромм, и их современные (особенно западные) последователи были оторваны от живительного источника Божьей благодати, т.е. от Церкви Христовой. Протестантский, рационально-детерминированный подход к человеку, постоянный поиск причинно-следственных связей всё дальше и больше уводит человека от истинных причин его проблем ещё больше углубляет и усиливает их, делая человека зависимым от нескончаемой череды приёмов у врача-психоаналитика.
Психоанализ это отдельная и очень интересная тема для разговора. Мы же вернемся к размышлениям о страхе.
Страх для верующего человека
Где человек чувствует себя наиболее спокойно и защищённо? Для многих такое самое защищенное место – это дом, семья, там, где всегда поймут, примут, утешат, т.е. место где их любят. Для верующего человека таким местом, где не нужно боятся, где всегда «тепло и хорошо» зачастую становится храм, церковь в которую он ходит. Для души христианской Церковь – ее дом.
Находясь в храме, человек обычно чувствует покой и умиротворение. Мы забываем о своих мирских бедах и печалях, наша душа действительно устремляется ввысь к горнему миру, тем самым оставляя все беды, печали, горести и страхи позади. Выходя из храма, мы конечно, вновь сталкиваемся с жёсткими реалиями мира, но уже изменено наше отношение к ним, и то, что казалось огромной, неразрешимой проблемой, при нашем уповании на Волю и Милость Божию, теряет свою громадность и устрашающий вид…
Да, мы продолжаем бояться, но боимся мы в силу нашей немощной, человеческой природы. Мы боимся болезней, поскольку они приносят не только физические страдания нам, но и нравственные близким людям. Мы боимся смерти, поскольку знаем, что за её порогом уже ничего не сможем изменить, и будем нести ответ за все наши земные деяния. Мы боимся и переживаем за своих детей и близких, поскольку очень ними дорожим.
Все хорошо в меру. Никто не осудит мать переживающую о ребенке, или главу семейства, стремящегося обеспечить своей семье безбедное существование. Страх порождает отсутвие меры: чрезмерная привязанность к земному, желание все контролировать, везде быть впереди, маниакальное желание комфорта. Боясь все и вся человек впадает в неверие и теряет связь с Творцом.
Мы боимся в силу нашей зависимости от внешнего мира и людского осуждения, но забываем про Божий суд…
О страхе Божьем
Наши повседневные, бытовые нужды и страхи заслоняют от нас то, что должно лежать в основе нашего бытия на Земле: страх Божий. Это не страх карающего божества древних языческих народов, это страх детей разочаровать Отца. Вот что должно лежать в основе нашего бытия. Сейчас, в период не шуточных испытаний, мы обязаны помнить о нём и оставаться честными и перед собой, и перед Лицом Божьим.
Что ж такое страх Божий? Обратимся к высказываниям святых отцов.
Игнатий Брянчанинов: «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
Св. Иоанн Златоуст: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».
Преп. Иоанн Лествичник: «Познавший себя, достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви». «Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.
Памятуя о страхе Божьем, человек непременно начинает приближаться к истинной любви к Богу. Страх Божий – это боязнь оскорбить Бога своими поступками, мыслями, это искреннее желание жить по Заповедям Божиим и ничем не прогневлять, ни словом, ни помышлением и тем более делом Отца Небесного.
Памятование о страхе Божьем помогает человеку примиряться с событиями, происходящими в его жизни, служит индикатором истинности намерений человека и вектором его устремлений. Страх Божий становится направляющей в жизни человека верующего. В таком случае намного проще выделять приоритеты, расставлять акценты, даже в повседневном быту.
Когда мы боимся расстроить ближнего, стремимся облегчить ему работу или принести облегчение, избавив от боли – мы прилагаем максимум усилий, чтобы добиться наибольшего результата, забывая о себе. Точно так же, когда стремление угодить Богу выступает на первый план – на второй отодвигаются амбиции, гордыня, а с ними и наши повседневные маленькие и большие страхи.
Полагаясь на любовь Отца Небесного, на Его милосердие, мы преодолеем наши человеческие страхи, и сделаем первые шаги на пути к взращиванию в себе страха Божьего. Страх Божий – не страх возмездия за прегрешения, не страх рабов перед господином. Это страх перед любящим Отцом и желание самим искренне любить Его.
Боязнь греха
К сожалению, нашим обществом утрачен страх боязни греха. Оно сохранило и продолжает культивировать осуждение поступков, идущих разрез со светской моралью и нравственными принципами, и то только внешне. А по сути существует негласное правило: «Если нельзя, но очень хочется – то можно». Такой подход не только оправдывает нарушения морально-этических норм, но даже и подталкивает к проступкам.
Парадоксальная ситуация: с одной стороны, осуждается действие, а с другой оно же провоцируется. Как следствие, зачастую даже в православной среде имеет место такое же отношение к греху, только оправдание чуть другое: а! потом поисповедуюсь.
Отсутствие страха совершить грех, совершить преступление, переступить черту – большая проблема современного человека, в том числе и православного верующего. В своей привычке к постоянному оправданию, привычке, навязанной обществом, интернетной беллетристикой, соцсетями, мелькающей на страницах глянца, в разговорах с коллегами, подслушанной в транспорте.
Идея, с которой сталкиваешься хотя бы раз в неделю, постепенно, из чего-то абсурдного превращается в норму поведения, и занимает прочное место в сознании и жизни человека. Так, православный превращается в среднестатистического обывателя, привыкшего бояться чего угодно, но потерявшего страх Божий.
Подмена понятий
Да, мы можем искренне терзаться вопросом идти или нет на рабочий корпоратив во время Великого Поста, но абсолютно не задумываясь обижаем отца и мать. Нам боязно нарушить пост на Новый год, но не страшно изменить супругу. Бояться — не значит не делать. Произошла подмена понятий: страх совершить грех подменился «надеждой» на нивелирование греха через исповедь. Выходит, не страшно согрешить, ведь исповедуешься и всё исправится… Очень удобно. О страхе Божьем уже даже не идёт речь. Получается замкнутый порочный круг, выход из которого уже очень сложен и связан с ломкой привычного положения вещей.
Разбитый сосуд уже не будет таким как прежде, даже если его искусно склеить. Так и наша душа, души наших близких — на них остаются следы наших грехов, порой это небольшие царапины, а порой грубые рубцы и рытвины, которые уже ничем не заполнить. А главное, мы напрочь забыли о персональной ответственности каждого из нас на Страшном Суде Божьем. Ведь её никто не отменял, да и невозможно отменить.
Хотящий называться православным стремиться преуспеть в науке любви к Богу. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх…» (1Иоанна, 4:18). Предающий себя в руки Божии, под Его милостивый покров, не должен и не может бояться ничего. И только один, необходимый для духовного роста, страх должен присутствовать в нашей жизни: страх прогневить Бога.