Наш путь лежит в Вифлеем. Под пасмурным небом по заснеженным равнинам мы проходим его каждый год. Проходим мысленно, наш посох — пост, наш светоч — евангельская звезда. Наша цель — Вифлеем мистический, библейский, полный неземной силы и очистительного света.
Можно купить билет на самолёт и побывать в Вифлееме как турист, но не каждому выпадает такая возможность. Поэтому обратимся к свидетельствам паломников, которые воочию могли увидеть земную родину Господа нашего Иисуса Христа.
Дореволюционные путешествия
Православные жители Руси издавна совершали паломничества в Святую землю. До революции они впервые ступали на Святую землю в Яффо. Затем направлялись в Иерусалим через основной перевалочный пункт – Рамлю. После Иерусалима наступал черёд Вифлеема и других знаковых для христианства мест.
Каким видели Вифлеем наши предки? Первые подробные воспоминания о таком странствии оставил игумен Даниил Черниговский, возглавлявший группу паломников в 1104-07 гг. Тогда путников подстерегали немало опасностей и возле самого Иерусалима на христиан нападали сарацины. Игумен Даниил осмотрел все святые места, оставив краткое описание оных.
Побывал он и в Вифлееме.
«Над пещерой Рождества Христова построена большая церковь в форме креста, верх стрельчатыми сводами сведен, покрыта церковь оловом, вся расписана мозаикой, имеет восемь круглых мраморных столпов; вымощена плитами белого мрамора; в церкви трое дверей. В длину церковь пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей. Пещера и ясли, где родился Христос, находятся под великим алтарем, они устроены красиво. Ступеней семь идут туда, по ним сходят к дверям пещеры святой. Дверей в пещере две. Ко второй двери также семь ступеней. Если восточными дверями войти в пещеру, то на левой стороне есть место внизу, где родился Христос. Над этим местом сделана трапеза, и в этой трапезе исполняют службу.
Под каменной скалой – ясли, в которые положили Христа после рождения, завернутого в рубище. Все претерпел ради нашего спасения. Ясли стоят близко от места рожденияв трех саженях, в одной пещере, расписанной мозаикой и красиво вымощенной мраморнымиплитами. Под церковью выдолблены ниши, где лежат мощи святых.
Место рождения Христа было на горе, в пустыне, безлюдное. Ныне зовется это место и городок Вифлеем. Древний город Вифлеем был в другом месте, не доходя до места рождения Христа. Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем».
Значит, город когда-то поменял местонахождение и теперь сосредоточен вокруг яслей Богомладенца. Этот факт знает не каждый экскурсовод. Но сам храм и пещера до сей поры выглядят так же. Но на полу пещеры поместили серебряное изображение звезды – там, где родился Христос. А деревянную обшивку яслей убрали.
Окрестности Вифлеема всегда создавали особое впечатление радости и покоя. У тонко чувствующих натур, готовых расслышать мелодию Рая и на земле, здесь возникало особое окрылённое состояние.
Леонид Кавелин (1822-1891), архимандрит, духовный писатель рассказывает:
«Вифлеем лежит на высокой, округлой горе, одетой весело роскошным и непрерывным садом фиг, олив, гранатов и виноградников. Храм Вифлеемский со святой пещерою высится отдельно от селения, на самом краю горы с восточной ее стороны, и огромные стены древнего монастыря издали походят на укрепленный замок.
На запад от него по той же самой горе раскидывается селение почти полукругом и издали представляется очень красивым и не бедным городком, ибо видно около ста каменных двухэтажных домов, и притом вся окрестность дышит свежестью и каким-то весельем, ибо куда ни взглянешь, везде видны горы и долины в зеленой одежде садов, а в разных местах среди деревьев высятся сторожевые башни, что весьма украшает веселую родину Божественного Младенца. Этот уголок земли первый приветствовал воплощенного Бога!
Кажется, что Вифлеемская страна, которая в радостном трепете, при веселом пении ликов Ангельских, наполнилась высшим весельем во время пришествия своего Искупителя, – до сих пор еще дышит этою невыразимою веселостью, до сих пор еще с ее светлого чела не исчезла благодатная улыбка восторга, извествующая радостную весть, что еще до сих пор она не перестала вторить сладкой, полной чувства Ангельской песни: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Он рассказывает, что в городе немало мастерских, где местные жители трудятся над изготовлением сувениров, что составляет главный их доход. На городской площади покупают и продают представители разных арабских племён. Сегодня ремесленники по-прежнему мастерят сувениры.
Но паломники прежних веков уделяли больше внимания тому, что ощущают в душе при виде заветного города.
Обратите внимание, как описывают люди свои чувства.
Иван Бунин (1870-1953):
“«Путь до Вифлеема самый живой из всех Иудейских путей. Я ехал утром, и в жарком блеске утреннего солнца и золотисто-синего воздуха тонули горы и долины на востоке, горячо и ярко белело шоссе передо мною, весело зеленели посевы по красноватым перевалам вокруг, в садах миссий ворковали дикие голуби. И вспоминались сады и виноградники Соломона:
— Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышится в стране нашей… Встань, возлюбленная моя! Выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустились ли виноградные лозы…
Как голос Жениха-Христа, обращенный к Невесте-Церкви, понимала древняя церковь этот сладкий весенний зов: «Встань возлюбленная моя!» Но не ко всей ли земле был обращен этот зов?
По пути в Вифлеем зеленели когда-то сплошные сады, где «деревья опускали цветы долу, воды цистерн выходили из краев и на всех ветвях пели птицы, приветствуя проходящую с младенцем на руках Марию…».
Святитель Николай Сербский (1881-1956):
«Вниз по ступенькам спускаемся в пещеру. Сердце трепещет и горит. В этой холодной пещере раздались первые удары самого теплого Сердца, которое когда-либо билось на земле. Билось оно любовью, одной только любовью к роду человеческому. Справа алтарь со множеством серебряных и золотых лампад. Здесь Он родился от Пречистой Девы. Слева другой алтарь: тоже множество лампадок. Здесь находились ясли, здесь лежал Он, спеленутый, на соломе. Многие паломники заплакали от волнения. Сказал Господь устами пророка: и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. В этой пещере — если не здесь, то нигде — каменное сердце становится мягким, как разогретый воск».
Для паломников прошлого важнее были внутренние впечатления, которые они переносили на бумагу. Для паломников нашего времени оказались важней впечатления внешние.
Я прочла десятки недавних отзывов о Вифлееме. В некоторых было больше слов посвящено сувенирной лавке, чем храму и пещере. Другие звучали как бюрократический отчёт. Где же эмоции? Где глубокие думы, потрясающие и меняющие душу на этом святом месте?
Мужчины уходили в размышления про арабо-израильский конфликт, женщины
— в перечисление иконок, чёток и прочих милых вещиц, на которые некоторые тратили до 800 долларов. И было непонятно, к святыне они ездили, или посмотреть блокпосты и магазины?
Современные путешествия
Вифлеем за свою долгую историю побывал под властью разных государств, христианским он был в общей сложности четыреста лет, последний раз во времена крестоносцев. С тех пор христиане представляют там зависимое меньшинство. Хотя Палестинская администрация относится к ним лояльно, были случаи насилия со стороны радикально настроенных боевиков. Вифлеем передали Палестине в 1995 году, с тех пор количество христиан в городе уменьшилось с 60% до 2%, они предпочитают эмигрировать. А ведь когда-то намеренно переселялись сюда и построили семь кварталов вокруг Храма Рождества.
Исраэль Шамир, православный израильский журналист:
«Войти в Вифлеемскую церковь в рождественскую ночь трудно – стоят качки из палестинской полиции в красных беретах и не пущают. Они сначала должны пропустить vip-ов, — мэра, министров, друзей и прочих важных особ, и только потом начинают скупо пускать молящихся.
Палестинцы многому научились у израильтян, и в первую очередь всему дурному. Что может быть дурнее security, которые стараются помешать людям войти и выйти?
А как войдешь – тоже мало радости. В вифлеемской церкви из-за обилия телекамер и охранников службы вовсе не видно и не слышно даже в двадцати шагах от алтаря.
Православные христиане Вифлеема – а их немало – не ходят на ночную рождественскую службу, предпочитая утреннюю в своих приходских церквах».
Не может современный человек не свести политических счётов даже в статье о вифлеемском Рождестве. Довлеет над нами мирская суета.
Но и сегодня можно встретить возвышенные воспоминания православных паломников.
Ирина Филиппова:
«Когда губы касаются Вифлеемской звезды, время останавливается… или возвращается вспять? Господи, спасибо за все… Чувства убивают мысли… Людей очень много, и все мы прикладываемся конвейером, не до конца осознав, что же произошло. Секунда…и отрываешься, уступая возможность прикоснуться к вечности следующему человеку. Дрожащей рукой ставишь большую белую, вифлеемскую свечу…
Встаешь возле стены, неотрывно глядя на место, где явился миру Христос. Батюшка начинает петь величание. Но вскоре приходят зажигать свисающие с потолка паникадила, и суровый грек предлагает покинуть помещение – наверху начинается служба. Ты послушно плетешься за монахом, а душа еще там, возле Вифлеемской звезды…».
Мария Курякина:
«Все святыни открыты поклонению, прикладывайся на здоровье. Единственно, на яслях Христовых установлена металлическая сеточка. Как я поняла, для того, чтобы паломники по неведению не ставили туда свои сумки. Простота убранства этой величайшей святыни тронула до глубины души. Святая простота.
Такое же незабываемое впечатление оставило впервые увиденное греческое богослужение.Строгая простота в соединении с большим чувством. Мы не понимали ни слова, но многие из нас плакали. Служил один священник, ему помогала пожилая женщина – чтец. Не передать впечатления от пресуществления святых Даров, которое совершается в двух шагах от тебя.
Такую же теплоту в сердце и умиление вызвала Вифлеемская икона Божией Матери – единственная икона, где Пресвятая Богородица явно улыбается, радуясь о родившемся Сыне».
Можно ли извлечь урок из чужих паломнических заметок?
Когда-то Н.Гоголь писал В.Жуковскому, что святые места должны быть запечатлены в душе христианина, независимо от того, был ли он в Палестине или только намеревается посетить её.
«Соверши, помолясь, жаркой молитвой, это внутреннее путешествие, и все святые окрестности восстанут перед тобой в том свете и колорите, в каком они должны восстать. Какую великолепную окрестность поднимает вокруг себя всякое слово в Евангелии! Как беден перед этим неизмеримым кругозором, открывающимся живой душе, тот узкий кругозор, который озирается мертвыми очами ученого исследователя!»
Прежде, чем войдёте в Вифлеем, научитесь видеть очами духовными, а не только телесными, чтобы оценить сакральность этого места, а не только колонны, мозаику и лампады.
Как празднуют Рождество в Вифлееме?
Особый колорит у Рождества на Святой земле. Здесь оно свершилось и отсвет давнего события доныне озаряет Вифлеем. Не каждый ощущает величие этого дня. Но каждый может увидеть торжественный обряд в Храме и гулянья на улицах. Даже часть мусульман не избегают этого праздника – те, кто помнит, что Коран чтит пророка Ису.
На заре 6 января Иерусалимский Православный Патриарх в кругу архиереев и клириков шествует из своей резиденции к Башне Давида у Яффских ворот Старого Города. Оттуда на автомобилях они направляются в Вифлеем.
В это время улицы Вифлеема наполняются православными арабами. Местная традиция – парад скаутов, юных христиан, одетых в форму своих лицеев. Они играют на духовых и ударных музыкальных инструментах, среди которых преобладают волынки и барабаны.
Клирики Братства святого гроба в красных праздничных облачениях встречают Патриарха на площади Яслей. В их руках Икона Рождества и Евангелие. Здесь же находятся православные паломники со всех континентов. Патриарх, сопровождаемый местным губернатором, мэром и военачальниками пересекает площадь и вступает в Храм, благословляя местных жителей и паломников.
В Храме он поклоняется Вифлеемской звезде и яслям. Затем садится на Патриарший трон справа от царских врат алтаря. И начинается самая ранняя в мире рождественская служба. Она звучит на греческом языке. Звучат распевы более древние и монотонные, чем русские тропари, но смысл один: «Рождество твое, Христе Боже наш, воссияй мирови свет разума». Процессия священнослужителей обходит Храм и начинается Праздник Рождества. Сначала в Вифлееме, затем во всём мире. На следующий день Патриарх совершает в Храме Евхаристию.
Те, кто пока не посетил Вифлеем, но хочет, чтобы о нём помолились в Храме Рождества и пещере, где родился наш Спаситель, могут воспользоваться услугой сервиса “ЕлицыЗаписки”.
В святом месте — молитва сильней
В чем преимущество молитвы за нас и наших близких в Вифлееме? Здесь царит особая благодатная сила. Рождение Спасителя одухотворило этот край. Тут впервые прозвучал Его голос. Эту каменистую землю, оливы и небо над ними Он увидел прежде всего.
Бог избрал этот город для рождения своего Сына – самого радостного события мировой истории. Значит, Вифлеем угоден Творцу более всех городов. И молитвы отсюда Он принимает с особой благосклонностью.
На сайте “ЕлицыЗаписки” вы можете регулярно заказывать молебны, записки на Литургию (проскомидию), сорокоусты, годовые помины в Храме Рождества Христова в Вифлееме.
Уже сейчас можно подать записки на праздничную Рождественскую Литургию, которая пройдет в ночь с 6 на 7 января 2019 г. в Храме Рождества Христова.
Записка «О здравии» включает не только физическое состояние человека,но и его счастье, материальное благополучие. В ней следует перечислить всех христиан, кому мы желаем крепости телесной и духовной, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за родных, друзей и духовника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
Записка «О упокоении» включает имена усопших сродников, знакомых, учителей,благодетелей, дорогих нашему сердцу. Как возносим мы молитвы за живых, так должны молиться и за покойных. Незримые для нас, ведут они духовную жизнь в мире ином.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, даже если они в аду. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Молитва Вифлеемской Божией матери
На сайте «ЕлицыЗаписки»можно заказать молебен иконе Вифлеемской Божией матери.
Чем славен этот образ? Считается,что Дева Мария изображена здесь наиболее достоверно. Согласно преданию, над образом работал апостол Лука. Он показал Богородице три её изображения, и Божия мать выбрала одно, признав его наиболее достоверным.
Первым чудом этой иконы было спасение Константинополя от скифов в 463 году. Затем в 988 году её передали князю Владимиру и долгое время она пребывала в Софийском соборе. Княгиня Елисавета Фёдоровна Романова тяжело заболела и молилась перед этой иконой, прося исцеления. После выздоровления благочестивая женщина передала икону в Вифлеем.
Икона Вифлеемской Божией матери исцеляет от болезней, улучшает семейные отношения, помогает чадородию, укрепляетверу, защищает от врагов.
Молитва перед мощами Вифлеемских младенцев
В одной из пещер под Храмом Рождества находятся останки Вифлеемских младенцев. Здесь взывают к Господу о прощении женщины, совершившие аборт. Такая молитва нужна и мужчинам, которые подталкивали к абортам своих спутниц, подобно Ироду, губили невинных чад. Эту молитву можно также заказать на сайте «ЕлицыЗаписки».
Только в покаянии — наше спасение
Поклонитесь Господу в Вифлееме, на его Родине. Чтобы в душу вернулись мир, покой и радость. Чтобы появилась уверенность в счастливом будущем. С нами Бог!