День защитника Отечества затрагивает и тех, кто сражается на фронте духовном – это капелланы, бок о бок идущие с армией на любом направлении, это и военные, которые, пройдя огонь и кровь на поле боя, решили сменить погоны на епитрахиль. Война всегда связана с духовной бранью, и важно не только доблестно сражаться, но и сохранить человеческий облик, не поддаться злу.
“На войне всегда есть вероятность совершить зло. Да, христианство допускает сопротивление злу, да, добро должно быть с кулаками. Потому что зло никогда само по себе не остановится. Зло надо останавливать” – уверен инок Киприан (Бурков), в миру Валерий Бурков, герой Советского союза и участник войны в Афганистане. – “Но очень важно, борясь со злом, не сотворить зла самому, тогда вы не победите его, а будете им побеждены. Зло нужно побеждать добром. И это очень просто на войне. Я на себе это испытал в Афганистане, когда можно убить, а можно оставить в живых. Можно отнестись к врагу милосердно, по-христиански, а можно проявить жесткость или даже жестокость. И неважно, ценят ли они это, как они к этому относятся – главное, пройти воинский путь до конца, путь самопожертвования. Ибо нет больше той любви, чем отдать жизнь за други своя. Это заповедь Христова, и он сам это сделал”.
Среди священников немало бывших военнослужащих, были и ветераны Великой Отечественной, которые, несмотря на молодость, проведенную в атеистическом и богоборческом государстве, со временем решили выбрать духовную стезю. После распада СССР на священническом поприще многие искали излечения от “афганского синдрома”, искали ответы на “проклятые вопросы” существования в мятущейся России 1990-х.
“Господь часто призывает через других людей. В моей жизни это был владыка Питирим(Нечаев). Мы создавали вместе союз ветеранов войны в Афганистане… Но я не откликнулся тогда. Если человек не откликается по-хорошему, Господь посылает скорби – у меня это были и туберкулез, и тяжелейшее ранение, не говоря уж о более мелких. Но в конце концов Господь меня можно сказать взял за шиворот и сказал: “Бурков, хватит там где-то болтаться, воевать то тут, то там. Иди на духовный фронт и там воюй. Вот тебе мое знание, вот тебе моя сила. А вот твой противник – дух нечистый. Так я стал иноком Киприаном” – рассказал священник.
Игумен Феофан (Замесов) ответственный за пастырское окормление Софринской бригады особого назначения, военный священник, который прошел вместе со своими подопечными кавказские войны, сегодня духовно наставляет военнослужащих бригады в Подмосковье. Он рассказал “Царьграду”: “Я каждый день прохожу мимо тренировочного полигона. Можно и пострелять, если будет желание, но как-то я не решаюсь этим заниматься, потому что пасторские, священнические обязанности все-таки другие. Хотя греха не будет, если просто потренироваться. Но это может кого-то ввести в соблазн, в осуждение. Ну, я прокатился на БТРе – просто для того, чтобы вспомнить все свои командировки на Кавказ, где мне много раз приходилось бывать с войсками. Там я все время передвигался на БТРе. И вот сегодня выдалась возможность – я словно перенесся в то время много лет назад, когда велись боевые действия…”
Инок Киприан, полковник и ветеран Афганистана, который потерял обе ноги, подорвавшись на мине, но нашедший в себе силы не только заново научиться жить, но и с успехом окормляющий духовно десятки людей, считает, что главное в как в службе священника, так и в военной службе – дух, но не ложная духовность и ощущение своей правоты(у немецких нацистов на оберегах было написано Gott mit uns, “С нами Бог”), а дух Божий, который дается свыше.
“Часто говорят о мобилизационной готовности. А какая армия побеждает? Которая лучше всех вооружена? Нет. Та, где боевая выучка лучшая? Нет. – Та, у которой дух сильнее, побеждает сильный духом. Вопрос: а сильный-то дух откуда берется? Сильны духом те, кто четко осознает, что правда на их стороне. Это не та правда, о которой люди говорят, что она у каждого своя, это истина. А что есть истина? Иисус Христос. Если мы сильны духом Божиим – мы непобедимы”.
Казимирко-Кириллова Анастасия
Царьград.тв