Известные пастыри о росте авторитета ВС России.
Как сообщалось, ВЦИОМ зафиксировал исторический максимум доли тех, кто хотел бы видеть своих родных и близких в рядах ВС России.
«Как бы вы прокомментировали эти данные? Почему, на ваш взгляд, авторитет армии в обществе так высок? Подтверждают ли ваши личные наблюдения, что этот авторитет растет – в частности, что армейская служба перестала быть для юношей “страшилкой”? Какая армия для России, на ваш взгляд, предпочтительнее – призывная или контрактная?», — с такими вопросами мы обратились к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Я полковник МВД в отставке, носил погоны 23 года, так что жизнь в погонах мне известна. Мы знаем, что история России очень тесно связана с вооруженными силами. Защитники Отечества всегда были в числе святых, как, например, Александр Невский, Фёдор Ушаков, а из современных – Евгений Родионов, умерший за веру в Чечне. То есть защищать родину – это святое дело, сродни словам из Евангелия: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”».
«Молодых людей с детства надо воспитывать в духе служения Родине, – призвал пастырь. – В советское время была игра “Зарница”, мы посещали воинские части, встречались с ветеранами, нам показывали военную технику. Это все надо возрождать, прививать готовность пойти в бой за Родину и близких. Человек в форме должен вызывать уважение, ему должны воздавать почести. Это очень полезно для воспитания молодого поколения, всего общества и имиджа нашей страны. И то, что в последнее время идет возрождение Вооруженных сил, это очень хорошо, потому что дает нам уверенность в будущем наших детей и внуков».
«А с духовной точки зрения напомню: когда воины пришли к Иоанну Предтече и спросили, что им делать, он велел выполнять свое ремесло достойно, никого не обижать и довольствоваться своим жалованьем. Это символ духовного воина-защитника Отечества, высокое достойное святое дело», – пояснил он.
«Армия была “страшилкой”, когда те, кто не хотел возрождения России, вели специальную кампанию по развалу вооруженных сил, раздували ужасы о службе в армии до неимоверных размеров. Сейчас вектор изменился, враждебные силы исчезли, и появились те, кто, наоборот, культивирует возрождение армии. Служба должна быть призывной и контрактной. Вообще воевать за деньги – это совсем не то, когда воюешь за совесть. Когда человек воюет за деньги, перед ним стоит вопрос – деньги или жизнь. А когда он воюет за Родину, он готов пожертвовать собой. Хотя профессиональные отдельные подразделения нужны, потому что высококвалифицированных специалистов не подготовить за год призывной службы», – уверен священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «армия должна быть и призывная, и контрактная. Призывную нельзя отменять ни в коем случае, потому что это институт гражданского воспитания, формирования личности. Контрактная армия необходима для высокопрофессиональной службы. Если в России победят силы, которые против призывной армии, мы понесем большие потери в гражданско-патриотическом воспитании нашего народа».
«Авторитет армии в нашей стране был всегда силен, – напомнил он. – В некоторые периоды истории частично нарушался, как и в некоторых городах или среди определенных социальных групп, но если говорить обо всех гражданах России, то авторитет всегда был непререкаем. Только маргинальные представители нашего общества “косили” от армии, а так это всегда был институт формирования самосознания. Кстати, в любой общественной структуре всегда ценили и ценят людей, имеющих армейский опыт».
«А почему сегодня так вырос авторитет армии? Потому что все достоинства армии стали показывать, люди узнали, какова наша армия, хотя и до этого никогда от нее не отворачивались», – заключил пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «армия на протяжении всей истории была защитницей нашей страны, обеспечивала ее безопасность. И сейчас она выполняет те же функции, поэтому вызывает у народа такое доверие».
«Конечно, – продолжил он, – нам нужна армия по призыву, потому что защита Родины – долг каждого человека. А контрактниками должны быть высокопрофессиональные военные. Они – офицеры, старший состав – и сейчас служат по контракту, и получают вполне заслуженную плату. У нас и так существует и контрактная, и призывная армия, и речь, наверное, идет о том, чтобы установить гармоничное соотношение того и другого. Но призывать рядовой состав по контракту не следует. Очень опасно, когда солдаты превращаются в наемников. А профессиональный военный, конечно, должен получать вознаграждение за свою службу».
«Авторитет армии в обществе так высок, а армейская служба перестала быть для юношей “страшилкой” потому, что армии в какой-то мере удалось преодолеть дедовщину, поэтому наши солдатики готовы идти служить – в отличие от прошлых лет, – полагает отец Александр. – А еще я хотел бы поздравить всех защитников нашей Родины с праздником, и пожелать им всего наилучшего».
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, признался: «Я и сам испытываю энтузиазм по отношению к нашей армии, флоту, благоговею перед военнослужащими. «У нас нет других союзников, только армия и флот», – когда-то сказал Император Александр III. Я с ним согласен».
«На мой взгляд, юноши должны служить – это необходимо для формирования личности. Это такой урок жизни, лишать которого юношу нельзя, потому что тогда он в чем-то становится ущербным, чего-то недопонимает в жизни. Сейчас у нас служит в армии третий сын, и, слава Богу, все у него хорошо. Сейчас там все нормально, потому что нет дедовщины, возможности закрепиться криминалу. Солдаты служат всего год. Приходят новобранцы, а предыдущий призыв уходит. А после армии у молодого человека есть преимущества – в том числе при приеме на работу. К тому же он потом может служить по контракту, а ребята, которые не были в армии, такой возможности лишены. Служить по контракту сегодня идут многие», – сказал отец Георгий.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, полагает, что «данные опроса неточны, опрашивали ведь не всех подряд. Но нельзя отрицать, что авторитет нашей армии в последнее время значительно вырос. Надо отдать должное новому министру обороны, который действительно пользуется уважением. Я тоже с уважением отношусь к человеку, который создал с нуля МЧС. Он деятельный, радеет об армии, и многие реформы в ней связаны именно с приходом Сергея Кужугетовича Шойгу. Это его заслуга».
«Наш Президент тоже уделяет особое внимание армии, – что неудивительно. Она – важная часть государства. Всем известно: если не хочешь содержать свою армию, будешь содержать чужую. И я вижу, что в последние годы у нас произошли значительные перемены в области вооружения. На мой взгляд, армия все-таки должна быть контрактной. Из вчерашних мальчишек сильную армию не соберешь. Человек должен быть профессионалом в той области, в которой работает, повышать профессионализм в течение всей жизни. А за один год сделать это невозможно. Пользуясь случаем, также хочу поздравить военнослужащих и всех мужчин с наступающим Днем защитником отечества. С праздником вас!» – заключил отец Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Авторитет армии был всегда очень высок– и в дореволюционной России, и в Советском Союзе. Армия всегда была защитницей Отечества. Вопрос возникал, наверное, только по поводу войн, которые в дальнейшем были подвергнуты жесткой критике – например, афганская. Это, конечно, подрывало авторитет армии – особенно в глазах солдатских матерей и отцов, чьи дети погибли».
«Но в целом армия всегда вызывала энтузиазм, поскольку государство уделяло большое внимание ее развитию, техническому обеспечению. Неудивительно и то, что велик интерес к армии и сейчас. Это продолжение прошлого, – считает он. – Очевидно также, что некоторые военные кампании – в Сирии, в частности, которая хорошо освещалась, – тоже сыграли большую роль. Для жителей нашей страны всегда было очевидным: защищать свою Родину – долг каждого человека. Наверное, армия по призыву и контрактная должны как-то сочетаться. Необходима всеобщая воинская обязанность – но точно так же, как есть профессионалы-офицеры, или, например, какие-то особые специалисты, которыми не могут быть призывники».
«Ну а главная, на мой взгляд, проблема, которая всегда была в армии в советское время, и остается сейчас – отношение к своим солдатам. Их нужно уважать и защищать – от несправедливости, – призвал пастырь. – Приписываемые Жукову слова, что русские бабы новых солдат нарожают, неправильные, – особенно в наше время, когда велики демографические проблемы. А если есть дедовщина, неуважение к солдатам, это сильно понижает авторитет армии в глазах населения».
«А еще в армии необходима воспитательная работа, – добавил отец Димитрий. – Понятно, что идеологическая там была всегда, но идеология – такая вещь, которая, если она построена на несправедливых идеях, вызывает отрицательную реакцию. Думаю, подобная идеологическая работа сыграла большую роль в разрушении Советского Союза. Сами работники идеологического фронта своими действиями разрушали государство. Это нужно учитывать, и правильно выстраивать основную идею, ради которой должны сражаться воины. Эта идея – защита Родины, Отечества».
«Думаю, – продолжил он, – в воспитательной работе с воинами (но не идеологической) необходимо также присутствие Церкви. Это очень важно. Однако священнослужители, которые работают в армии, не должны быть проводниками воли начальства – иначе это подорвет авторитет Церкви и священнослужителей. Должна быть система независимого подчинения. Воин должен знать: военный капеллан – не тот, кто другими методами проводит волю командира полка, а тот, кто, прежде всего, защищает его интересы – в первую очередь духовные. Вот тогда, думаю, воспитательная работа в армии будет построена правильно».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «на отношение к армии повлияла напряженная ситуация с США и НАТО. А то, что в таких сложных международных условиях армия вселяет надежду или даже уверенность, что враги побоятся и воздержатся от каких-то грозных действий по отношении к нам, значит, что армию в обществе считают незаменимой. Желание видеть своего отпрыска в роли офицера, чтобы это было постоянной профессией или службой по призыву – это отражение патриотических настроений».
«Сегодня власти уделяют большое внимание армии, это тоже влияет на общественное мнение. Качество вооружения хорошее, выросли зарплаты, заключают контракты – народ все видит», – отметил он.
«А в той или иной форме контрактная служба была и раньше, только называлась профессиональной сверхсрочной. Часто звучит вопрос – а нужен ли вообще призыв, раз срок службы небольшой, – успевают ли парни освоить военную науку за такой короткий срок? Но это вопрос дискуссионный. Совсем отменять призыв нельзя, потому что это форма общественного долга здорового крепкого мужчины, у которого ничего не болит и который может отслужить Отечеству. То есть должна быть смешанная форма службы в армии», – уверен отец Георгий.
Источник: Русская народная линия
информационно-аналитическая служба