Понятие дружбы прошло через века и получило особый смысл в христианстве. Что значит побратимство и крестовое братство? Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной с точки зрения православного христианства? О различных пониманиях и видах дружбы в нашем материале.
Побратимство в былые времена
– Друзья мои, прекрасен наш союз! – Восклицал Пушкин. Возвышенные образы дружбы сохранились в литературных памятниках – от классики до фольклора. Всё в мире меняется, но это чувство неизменно трогает сердца людей.
На Руси духовным родством дорожили не меньше кровного.
Первые упоминания о дружбе дошли до нас в былинах и сказках. Многое значила она для славян, вместе боровшихся с историческими трудностями.
Вспомним богатырей, которые охраняли рубежи, разъезжали по Дикому полю в поисках чести и славы или пускались в путешествия, чтобы посмотреть дальние страны.
Оторванные от семьи, перед лицом опасности люди искали узы, заменяющие родство. Из этого вырос обычай побратимства, который освятила православная вера. Речь идёт про крестовое братство, когда друзья обмениваются нательными крестами, обещая никогда не забывать и поддерживать друг друга.
В былине “Бой Добрыни с Ильёй Муромцем” богатыри братаются после поединка, когда побеждённый признаёт за победителем старшинство.
А как будешь ты – больший брат,
А я буду меньший брат;
А мы будем ездить по чисту полю, поляковать.
Приставать будем друг за друга,
Друг за друга, за брата крестового.
В былине «Добрыня и Алёша», Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, которые начали враждовать, примиряет Илья Муромец, советуя им побрататься.
А он их улестил тут, уговорил,
Да тут они не начали больше биться, ратиться,
Укротили сердце богатырское.
Как тут они крестами побратилися.
Этот обычай побратимства надолго сохранилсяу поморов и казаков. Первые надолго уходили в море, вторые на войну, и нуждалисьв надёжных друзьях.
«В старые времена, бывало, живут два помора между собой в ладу большом и согласии, словно братья родные, поровну делят радости и горести, выручают друг друга в бедах, вместе ходят на промыслы.А для теснейшего скрепления уз, обменяются товарищи крестами, при крещении священником на них надетыми. Именуют тогда их «братьями крестовыми», ибо они братосотворились»
рассказывает Дмитрий Хорин на сайте «Омилия».
Этнограф Михаил Харузин писал в 1885 году: «Обычай побратимства известен и среди казаков. В последнее время побратимство стало встречаться гораздо реже, но в старину оно было очень распространено: редкий казак не имел названого брата, с которым он и заключал союз на жизнь и на смерть». Если один из крестовых братьев терял в бою коня, то другой брал его к себе на коня, либо спешивался и друзья вступали в бой плечом к плечу. Если казак становился пленником, то названый брат выкупал его или устраивал побег. Порой обмен крестами производил третий человек, которого считали крестовым отцом. Крестовое братство сохранялось в казачьей среде до конца XIX века.
Православная традиция не считала обычай побратимства языческим. Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, крестовые братья нередко клялись в церкви перед иконою в неизменной дружбе и преданности.
В женской среде существовал обычай посестримства. А порой крестовыми сестрой и братом становились парень и девушка. Разумеется, речь не шла о любовных отношениях, были только взаимопонимание и взаимопомощь.
– Будь мне братцем названым.
– Будь мне названой сестрицей.
Такие диалоги порой встречаютсяв сказках, как отголосок обычая.
Понимание дружбы
В дворянской среде XVIII- XIX веков на понимание дружбы оказала влияние западно-европейская культура. Не совсем органичное для России.
Как на Западе возникали дружеские кружки учащейся молодёжи, так и в России дружба поначалу стала символом весёлых пирушек лицеистов и гусаров. Затем дружба приобрела характер более философский, теперь это был союз единомышленников. Друзья исповедовались друг другу в своих переживаниях, вели сентиментальную переписку. В наше время странно читаются такие обращения мужчины к мужчине, как «любезный друг», «милый друг», непривычно видеть у классиков строки о том, как юноши бросаются друг к другу в объятиях и проливают слёзы. Что говорить о чувствительных барышнях – одно жеманство. Из немецких и французских романов явилась в Россию манерность. Но на деле русская аристократия смогла проявить мужество и единство с простонародьем в войне 1812 года, напомнившей, что
жертвенность во имя любви к ближним – основа христианства.
Виды дружбы
Античный философ Аристотель сформулировал три вида дружбы
Первый – дружба с пользой, когда привязанность основана на взаимной выгоде и связях.
Второй – дружба с удовольствием, когда людей объединяет тяга к развлечениям и коллективный отдых.
Третий – дружба с добродетелью, когда людей связывает взаимное признание достоинств и положительных качеств друг друга.
Аристотель считал добродетельную дружбу истинной, возвышенной и постоянной, в отличие от двух первых видов дружбы, которые могут легко прерваться.
Дружба в Православии является именно добродетельной, но нужно добавить, что одним из связующих звеньев является общая вера. Где двое-трое собраны во имя моё, там я посреди них, – говорил Христос.
О бережной дружбе размышляет Архиепископ Феофилакт (Курьянов).
Аренда друга
В наши дни сочетание капитализма и атеизма вторгается в жизнь и подменяет чувства на суррогаты.
– Дружба не продаётся! – Утверждали люди в прежние времена. Но в России давно появилась услуга – аренда друга. Эта мода пришла к нам из Америки, а туда из Японии.
Друзей нанимают на сайтах и в сообществах соцсетей. Как правило, для совместного проведения досуга — похода в кафе, кино, театр, прогулки по парку, шоппинга. Чтобы заработать на этом, не нужно обладать какими-то особыми навыками. Достаточно быть внимательным к собеседнику, уметь слушать, быть разносторонне развитым. Оплата почасовая.
Вот объявления на сайте «Содержанки». От мужчин: «Калуга. Друг напрокат! Помогу решить проблемы одиночества, выйти из депрессивного состояния». Или «Челябинск. Стану другом напрокат. Составлю компанию. Если вам не с кем пройтись по магазинам, сходить в кино и т.д., схожу с вами, не за просто так. В любое время суток». И тому подобное.
Духовная проституция, когда люди платят за слова поддержки и понимания, не слыша их от близких.
Это говорит о многих проблемах:
- Душевной пустоте, когда одиночество становится страшным бременем.
- Равнодушии друг к другу родственников.
- Деградации института семьи.
- Убеждённости, что продаётся всё.
- Разобщённости человечества.
В России эти мировые тенденции принимают особые формы. Собутыльник напрокат – такую услугу предлагает юноша в Контакте. Он сообщает: «Я – вежливый, начитанный, с чувством юмора, поддержу любую беседу, в выпивке неприхотлив».
Неужели покупатели не чувствуют унижения, изливая душу человеку, которому на самом деле безразличны их беды? Почему в трудный час они не обращаются к молитве – беседе с Творцом?
«Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим», – сказано в Библии. Насколько достойней искать Божьей дружбы, чем нанимать собутыльника!
Инвентаризация дружбы?
Коучинги учат молодых россиян подходить к дружбе прагматично. Друг должен быть богат и влиятелен. Или – друг должен дарить идеи. Обычный человек в друзьях – это непродуктивно. Надо проводить инвентаризацию дружбы, избавляться от бесполезных связей. Никаких сердечных порывов. Следует составить список друзей и решить: с кем раздружусь, с кем задружусь, с кем изменю содержание дружбы.
Возможно, с кем-то дружить выгодно, но скучно, а ты заставляй себя. Возможно, кто-то высокомерен и лжив, а ты терпи, если выгодно. В кого-то вкладывай своё время – инвестируй, а с кем-то общайся раз в месяц, лишь бы не поссориться.
На мой взгляд, это компьютеризация отношений, превращающая нас в роботов.
Говорят, не следует дружить с неудачниками, но с точки зрения христианства,неудачник не тот, кто беден, а тот, кто грешен.
Но Христос общался и с грешниками, он пришёл не только к военачальникам, купцам, священникам, а ко всем сразу – к обычным людям. И учиться мы должны у него. Наш коучер – Христос.
Дружба между мужчиной и женщиной
Многие сомневаются, что между мужчиной и женщиной возможна дружба без эротической окраски. Современники утверждают: рано или поздно в благоприятной обстановке, после бокала вина, разнополые друзья бросятся друг другу в объятия и всё закончится сексом.
Митрополит Тихон (Шевкунов) о том, чем опасна такая дружба для христиан.
Падение происходит в большинстве случаев, когда общаются неверующие люди.
Но Православие учит относиться друг к другу с душевной чистотой.
В религиозной литературе можно увидеть немало рассказов о дружеских отношениях старцев, стариц и мирян. Если жизнь уводит их далеко друг от друга, то они ведут длительную переписку, полную исповедальности – со стороны мирского человека, и утешительных советов – со стороны наставника.
Порой оба собеседника – духовные лица. Порой – один великий подвижник, а другой – обычный мещанин или бедная вдова. Тем не менее, их сближает любовь во Христе.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит поясняет: «Для людей Божиих расстояния не существует, пускай это будет даже за тысячи километров. Где бы мы ни находились, мы все вместе. Как бы далеко ни находились наши ближние, мы должны поддерживать их».
В таком общении неважно, какого пола собеседники. Нет ни мужеска пола, ни женска, если люди стремятся к духовному росту, к освящению свой жизни верой, а не разжиганию страстей.
Думаю, завет возлюбить ближнего естественным образом рождает дружеское отношение каждого к каждому. В идеале человечество должна объединять всемирная дружба.
Проявляя доброту и заинтересованность в отношении посторонних людей, мы служим христианизации мира.
Товарищество – во имя идеи
Товарищество не синоним дружбы. Корень этого слова – «товар» и появилось оно в купеческой среде. Так окликали друг друга торговцы одним товаром. Затем товарищами стали называть участников любого торгового дела и даже политической миссии. Так в летописях появились слова: «боярин со товарищи», то есть с подчинёнными, сослуживцами.
После революции это бодро-официальное слово ввели в обиход большевики, поскольку нужно было новое обращение, уравнивающее всех граждан. Стало некого звать «господами», а популярные в народной среде «братец» и «сестрица» казались архаичными. Слово «товарищ», и раньше звучавшее в солдатской среде, оказалось кстати.
Таким образом, товарищи – это люди, объединённые общим делом, служением, идеей. Больше, чем просто коллеги, но всё же не настолько близки, как настоящие друзья. Слово «товарищ» кажется мне холодным и подчёркивающим дистанцию между людьми.
Дружба по-библейски
Сокровище древней мудрости – Священное Писание высоко ценит истинную дружбу. Немало строк посвящено ей.
“Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.” (Прит. 17:17).
“Если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.” (Еккл. 4:10,11)
“Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали”. (Притчи 27:10) и многое другое.
Библия приводит примеры крепкой дружбы – и мужской и женской. Это Руфь и Ноеоминь, Иов и три его друга, Давид и Ионафан. Несомненно Христа и апостолов также связывали дружеские отношения, а не просто интерес к религиозной философии. Он говорил: «Вы друзья Мои».
Именно Сын Божий дал лучшую характеристику дружбы: «Нет больше любви, чем если кто положит душу свою за други своя». Он показал цену дружбы, когда исцелил больного по вере его друзей. И воскресил своего друга Лазаря, ведомый дружеским чувством.
Дружба – дар Божий. Но следует удаляться от друзей, которые впали во грех, если невозможно вернуть их на путь истинный. Так гласит Библия, так говорят старцы.
“Не дружись с гневливыми не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. ” (Прит. 22:24,25)
Святые отцы предостерегают нас от недостойных людей, союз с которыми увлекает в бездну. Но праведный друг способен стать наставником и выводит человека на новый уровень мышления.
Преподобный Антоний Великий: «Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистью. Кто не отвращается от сварливости и не гнушается ею, не пощадит никого из человеков, даже друзей своих».
Митрополит Антоний Сурожский: «Дружба заключается в том, чтобы быть верным, дружба заключается в том, чтобы быть готовым, если твоего друга порочат, гонят или преследуют, встать и сказать: «Я с ним!» Готовы ли мы на это? В хорошие минуты жизни мы говорим: да, готовы, но можем ли мы сказать без серьезного размышления, что это наш выбор?»
Святитель Иоанн Златоуст: «Невозможно словами выразить, сколько удовольствия доставляет присутствие друзей; это понимают только те, которые испытали. От друга можно без зазрения и просить услуги, и принимать услугу. Когда они приказывают нам, мы им благодарны, — и скорбим, когда они стесняются. У нас нет ничего, что не принадлежало бы им. Часто, презирая все здешнее, мы, однако, не хотим расстаться со здешнею жизнью только для них».
Протоиерей Андрей (Ткачёв) рассказывает о настоящих и фальшивых друзьях.
Истинная дружба будит лучшие чувства и помыслы. Вдохновляет на свершения, утешает в горести и удваивает радость. Но путь к единству с ближними должен быть евангельским. Ищите дружбы с Богом, остальное приложится.