Патриарх Кирилл выразил обеспокоенность ростом популярности неоязыческих верований в среде спортсменов и силовиков. Об этом предстоятель Русской Церкви заявил на Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Разбираемся в проблеме и ее причинах вместе.
Истоки
Язычеством в широком смысле можно назвать древние верования, обожествлявшие материальные объекты и природные явления. Гремит гром – проявление одного божества, сильный ветер – другого, дерево-исполин или высокая гора – третьего. В древности люди, не имея божественного откровения, пытались самостоятельно установить разорванную при грехопадении связь с Богом. Древние искали Творца и Его проявления в окружающем мире.
Славянские племена, предки современных европейцев исповедовали многобожие местных образцов до той поры, пока им не открылся свет Христовой истины. Божественное откровение было принято вчерашними язычниками всем сердцем и очень скоро оставлено в прошлом повзрослевшим религиозным сознанием новообращенных. От языческой эпохи и в России, и в европейских странах остались скудные клочки, запечатленные в народном эпосе, приметах и единицах сохранившихся памятников древней архитектуры. Сегодня даже методы эмпирического анализа не в силах дать ответ на вопрос: как и в кого верили наши предки.
В 1918 году маршал Тухачевский и музыкант Жиляев составили проект по уничтожению Христианства на территории Российской империи и возрождении язычества. В Совнаркоме, несмотря на серьезное обсуждение, инициативу не поддержали. Но семена дали свои всходы в 70-е годы XX века в среде советской интеллигенции. В поиске «корней» ряд будущих учителей новых язычников формируют собственные взгляды на духовную жизнь человека. В России наиболее известным течение неоязычества стало так называемое родноверие. Однако, ни оно само внутри себя, ни иные культы славянской «веры предков» не только не однородны, но могут сильно разниться между собой.
Крупными мазками идеология неоязычества стоит на воспевании пантеона славянских богов (Перун, Велес, Даждьбог и т.д.), поиске гармонии с природой, радикальном национализме, воинской эстетике.
День Крещения Руси воспринимается как день скорби, Христианство возводится в ранг враждебной, навязанной, рабской религии, фантазии рисуют образ старины, где до принятия новой веры «все было хорошо».
Теории неоязычников могут включать в себя строительство египетских пирамид славянами или прибытие наших предков на землю многие тысячелетия назад из космоса.
Отсутствие письменных источников позволило «волхвам» современности выдумывать каждому свое учение в состоянии фактически полной свободы, без привязки к традиции, но с безграничными возможностями полета творчества и фантазии. Что могли найти в этих человеческих заблуждениях спортсмены и силовики? Ряд языческих культов воспевает воинскую эстетику, использует красочные образы прошлого. А Христианство выставляет религией слабаков и рабов. Такие формулировки будут пропущены мимо ушей православным человеком с оформившимся религиозным сознанием. А вот на ищущего и не имеющего духовного фундамента могут произвести впечатление.
Слово экспертам
Проблема распространения неоязычества наметилась в российском обществе не за последний год. Еще в 2004-м патриарх Алексий II назвал «воскрешенное» славянское многобожие одной из главных угроз XXI века. Митрополит Иларион (Алфеев) высказался о неоязычестве как о «фейке»:
«Прежде всего, надо разъяснять, что язычество в той форме, в какой оно сегодня преподносится представителями разного рода неоязыческих сектантских культов, — это вовсе не традиционная религия Древней Руси. Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков, а муляж, фейк, подделка, фальшивка. Я думаю, что если люди будут это понимать, они вряд ли станут увлекаться подобного рода псевдорелигиозными течениями».
Этнолог Григорий Базлов всю свою жизнь занимается изучение традиционной русской культуры. Как показывает реальный полевой, исторический, исследовательский опыт, никаких остатков язычества в русском народе нет и в помине. Бытовые суеверия уж никак на религию не тянут. Зато все пространство жизни и мировоззрение нации органично восприняли христианскую веру. Базлов регулярно проводит лекции и разъяснительные беседы о неоязычестве. На его взгляд, причины у распространения ложных культов в среде силовиков следующие:
«Первая и главная: плохо ведется проповедь православным духовенством среди военных. А если ведётся, то чаще всего формально, казённо и бездушно, либо сюсюкающе-сусально. Вторая: язычество не формально, об этом говорят (адепты-проповедники – прим.авт.) без официоза, как друзья с друзьями. Вот и получается настоящая проповедь, только неоязычества. Там говорят о том, что у русских были великие предки – воины. Что и ты, их потомок, можешь стать таким же, если будешь верить в богов своих предков. Что попы продались капиталистам и всех обманывают, чтоб выманить у людей деньги. Что христианство – вера рабов и овец. Это обман, конечно, но люди находят доказательства в виде негативных примеров. Настоящих же подвижников трудно заметить, они не “блистают” в новостях. Вот так и выходит».
Патриотическую подоплеку неоязычества протоиерей Всеволод Чаплин считает искусственной и лживой.
«Неоязычество никогда не объединяло людей! Языческие народы, в отличие от христианских или исламских всегда терпели историческое поражение. Очень часто исчезали, очень часто вливались в другие народы, которые исповедовали единобожие (монотеизм). Это все еще раз говорит о том, что язычество это пагубный и разделяющий путь. Не случайно наши недруги, в частности те же немецкие нацисты, в свое время поощряли неоязыческие настроения среди русских людей» – отметил священник.
Христос – Бог воинов
Силовики и спортсмены – люди с четкой мужской мотивацией. В свой род деятельности их привлекает, в том числе и воинская романтика, самосовершенствование через преодоление себя, аскетизм и простота жизни. Кажется, очень похоже на Христианство? Но почему будущие язычники не находят этого в наших храмах и в жизни православных людей вокруг.
Давайте зайдем в самый рядовой православный храм и попытаемся соотнести происходящее там с тем, что мы ждем от нашей веры. Эффект «ожидание-реальность» может быть очень удручающим. А может – и нет. Вот только сакральности, патриархальности церковной жизни у нас стало маловато. Начиная от храмовой эстетики, когда в росписи преобладают умилительные с пышными формами человекоподобные иконы и фрески вместо суровых рублевских образов, оперного партесного пения вместо древнего знаменного, которого держались много столетий и наши предки-воины, заканчивая полным отсутствием так необходимой для борьбы за молитвенное внимание богослужебной дисциплины и преобладания как в богослужении, так и в приходских буднях доминирования женского начала.
А еще военным нужны отцы. Священники, слово которых затронет смелое воинское сердце, зажжет в глубине души бойца огонь надежды и даст одной лишь маленькой искрой возможность соприкоснуться с Богом, могущественным и сильным. Воинам – спортсменам или военным – нужна мужская честность. Священник может вообще не иметь опыта воинской службы – но это не значит, что он не сможет говорить со своими подопечными на понятном им языке. Священнослужитель способен с помощью Бога достучаться до любого сердца и открыть каждому человеку вечность – для этого нужно лишь быть честным и искренним. Отказаться от подмены понятий.
У нас очень мужская, очень воинская, очень подвижническая религия. Вот только верить мы стали как-то уж очень не по-воински.
Наши святые воины – это не лубочные портреты. Они тысячу раз, рискуя жизнью, врывались в ряды неприятеля, бились в жестокой рукопашной схватке, обагряли в крови врага свое оружие. Они шли в атаку с молитвой, и молясь коленопреклоненно выходили из нее. Воин как никто другой должен чувствовать грань между ветхой человеческой жизнью и иным миром вечности. Наши предки это чувствовали – и становились лучшими среди христиан своей эпохи.
Нет более той любви, чем умереть за ближнего – в этой евангельской фразе вся величина воинского служения. Он идет на брань без страха, он уже умер для мира, отрекся от своей жизни в пользу тех, за чьи жизни ему предстоит биться на поле брани. И передал самое дорогое – в руки Бога. И именно такой подход восхитил дружины славянских князей, которые вслед за своими лидерами и воеводами вступали в купель святого крещения.
Да, они могли быть разными христианами. Но мы видим, как Владимир Креститель, Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков – и это лишь самые известные слуху герои русской истории – были лучшими бойцами своей эпохи. И лучшими христианами. Наш Бог – и Бог воинов. И их, рискующих своей жизнью на благо Отечества или сражающихся на ринге, Он ждет в своих чертогах славы. Всегда, ныне и присно и во веки веков.