Думаете, речь пойдет о нашумевшей статье «Почему священники РПЦ уезжают…»? Нет, вопрос шире. Он о современной эмиграции и активно поддерживаемых в интернет-среде лозунгах «из России пора валить». Зачем, почему, как относиться и где истинная «зарыта собака» вопроса – в нашем материале.
«Глобальная деревня»
Сквозь окно монитора можно заглянуть куда угодно: в личную жизнь малознакомого вам человека или на улицу далекой неведомой страны. Нас разделяют расстояния, и соединяет Wi-fi. Кажется, что мир скопировал себя в виртуальное зазеркалье, и чего нет в поисковиках, того, выходит, нет в реальности. Неоднократно писал, что мир (и Россия не исключение) выращен не без обильных удобрений западной поп-культуры. В проекции на нашу страну надо вспомнить СССР с интеллигенцией, украдкой смотревшей на Запад, или номенклатурой, погрязшей в мелочном материализме.
Про Бога уже забыли, а жизнь, оправившаяся от режима «лишь бы не было войны», постепенно мрачнела. Родная культура из жизни перекочевала в сценическую вульгарщину, а Запад заманчиво манил буйством красок и комфорта. Можно сказать, что культ материализма родился именно в позднем СССР, именно тогда произошел окончательный отрыв от корней русской культуры и началось безудержное поглощение всего пришлого, автоматически поставляемого выше своего на пьедестал ценностей.
Чего удивительного в том, что лет примерно за 50 родился национальный миф, который так или иначе влияет на современные русские умы: на Западе жизнь устроена лучше. Такие мысли можно встретить в среде любого слоя российского общества, среди людей, даже не помышляющих о смене страны проживания. Но регулярное поглощение американских музыки, кинофильмов, одежды, еды – как ни странно – ценностных установок, заимствуемых как раз из продуктов поп-культуры, делает свое дело. Появляются не просто эмигранты в уютные (как им кажется) страны, а настоящие проповедники «русского исхода». За сытой, спокойной, хорошей жизнью с возможностями для самореализации и достойных условий семейного существования. На Родине никак?
Русская эмиграция: немного истории
Исследователи с разных сторон подходят к вопросам изучения «русского исхода», в некоторых случаях начиная отсчет со времен правления Ивана Грозного. В сознании современника же разговор о истории эмиграции неизбежно начнется с «воспоминаний» Октябрьской революции, отступления Белой армии и «философского парохода».
Второй волной принято считать время советских диссидентов, самыми известными депортантами из которых стали Александр Солженицын и Иосиф Бродский.
Третьим этапом очень условно можно назвать процесс эмиграции от заката СССР и до наших дней. Если в предыдущие два периода выезд из страны был следствием религиозных и политических гонений, то после падения железного занавеса зачарованный потребительским раем Запада советский человек потянулся «в страну далече». Подавляющее большинство современных эмигрантов – это именно граждане, ищущие «лучшей жизни». По данным Росстата, за 2015-й год из России выехало 350 000 граждан.
Мнение пастырей
Игумен Нектарий (Морозов), говоря об отношении к эмиграции соотечественников, прежде всего, призывает рассматривать мотивы, побудившие человека к этому. Однако привязанность к родной стране связывает с 5-й заповедью:
«Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере?.. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе».
Историк, протоиерей Георгий Митрофанов вспоминает историю отношению к эмиграции в России с момента зарождения концепции «Москва – Третий Рим». Оставшись единственным независимым православным государством, Россия воспринимала зарубежье как «мир антихриста». Однако петровская европеизация породила разделение в обществе, впоследствии проявлявшееся и в управлении страной. Эмиграция после революции 1917 – акт вынужденный.
Кроме того, эмигранты царской России, рассеянные по всему миру, сохранили культурное пространство и сумели вести проповедь Христа, отстраивая русские храмы во всех уголках мира.
«Безусловно, у граждан своей страны есть ответственность перед ней: они должны соблюдать ее закон, заботиться о ее благе. Но и у страны есть ответственность перед своими гражданами: она должна дать право на труд, на достойные условия жизни, чтобы ее граждане – христиане и не христиане, не бежали из своей страны в мирное время», – считает отец Георгий. – «Любая эмиграция – это большое испытание. Не с легкостью нормальный человек покидает свою страну… Главное, чтобы он оставался христианином».
Священник Сергий Правдоблюбов напомнил, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин) никого не посылал заграницу, несмотря на то, что это был период богоборческого СССР.
«Как ни тяжело жить в России, у нас здесь совершается что-то очень серьезное. Нам трудно, мы переживаем, мы возмущаемся недостатками, но есть какое-то ощущение, что здесь, в России — жизнь совершается в глубинных пластах и смыслах, во всей ее полноте, в духовном напряжении! Это не гордыня, не сверхпатриотизм, но интуиция, что в нашей стране не потеряно то, что можно возродить, то, что может дать силы жить многим людям и у нас, и в других странах. Те, кто этого не ощущает — уезжают. А мы терпим всё, какие бы трудности не были» – считает священник.
Где сокровище ваше – там и сердце ваше
Есть русская поговорка: где родился – там и пригодился. Она как бы подбадривает человека, сокрушающегося о месте своего рождения и пребывания. Человеку свойственно искать лучшего: условий жизни, труда, отдыха. Именно поэтому жители деревень перебираются в города, районные и областные центры; люди из провинции тянутся в столицу; те, кому кажется, что реализоваться на родине не получится – ищут возможности покинуть страну.
Но главный вопрос: с чем и зачем человек уезжает?
Белые эмигранты уехали буквально от физической расправы с особой жестокости. Но в их общинах до сих пор царит тот русский, царский дух, какого в нашей современной России, пожалуй, уже и не встретишь. Эмигранты строили храмы, открывали епархии, основали новую Русскую Церковь – охватившую весь земной шар! И проповедовали Христа для таких будущих светильников веры, как, например, Серафим (Роуз). Если мы уезжаем и увозим в своем сердце, в своем разуме Святую Русь, веру и культуру, память и частицу скорби – ведь отрываться от корней всегда больно – мы имеем шанс потрудиться в деле проповеди и расширения пространства Русского мира.
В экспедициях, от старых дедов я слышал:
«Россия – там где русские!».
Мне это казалось непонятным и даже диким. Но все становится на свои места, когда понимаешь, что русскость меряется силой культуры, которая не растворяется в чужой среде, наоборот, способна привнести в нее что-то свое и даже изменить. Такие носители всегда будут цениться, и в любом нормальном обществе будут восприниматься с уважением. По ним будут слагать мнение о России, и это маленькое действо – шаг в публичной дипломатии. А «иваны родства непомнящие» быстро растворятся в «стране далече», потому как они духовно слабы, да и как правило, к Родине могут относиться с неким налетом презрения. У них и происходит духовная эмиграция – их душа уже живет ценностями чужой культуры.
Где жить – каждый в наши дни волен выбирать сам. Вот только русский человек, даже эмигрировав, увозит Россию с собой, служит Господу и Родине, иногда сам не подозревая, за тысячи километров от дома.