Третья статья нашего обзорного цикла о расколах, произошедших в Церкви в 20-21 веках, будет посвящена церковной схизме в Черногории. Сегодня, после принятия в конце мая 2019 года прозападными властями Черногории во главе с президентом Мило Джукановичем проекта закона «о свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», СМИ вновь широко стали обсуждать гонения на каноническую Церковь и поддержку раскольников в Черногории.
Напомним читателям, что Священный Синод Русской Православной Церкви 9 июля также официально выразил свою обеспокоенность в связи с давлением государственных властей Черногории на каноническую Черногорскую и приморскую митрополию Сербской Православной Церкви.
«Особую тревогу вызывает опубликованный Правительством Черногории в мае 2019 года проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций, содержащий ряд дискриминационных мер, среди которых – изъятие в собственность государства части имущества Сербского Патриархата, включая здания храмов и монастырей», – отмечается в заявлении русского Священного Синода.
Что же происходит в стране, где менее двадцати лет назад появились: национальность «черногорец», «черногорский язык» с двумя новыми буквами в дополнение к обычному сербскому алфавиту и своя карманная «Черногорская православная церковь».
История Православия в Черногории
На сегодняшний день, из 622 000 жителей Черногории, более 75-85 % населения являются православными христианами. Первая епархия от Сербской Православной Церкви (Зетская) появилась в этих местах ещё в 1220 году.
Когда в 1389 году турки-османы завоевали Сербию, местное православное население сплотилось вокруг Черногорской митрополии против внешних угроз, несущих с собой также и иную веру – османов-мусульман с Востока и венецианцев-католиков с Запада. В итоге, в 1516 году черногорские владыки стали не только митрополитами, но и светскими правителями княжества.
С 1406 года митрополия в Черногории имеет фактическую автокефалию, которая закрепилась за ней в 1766 году, после того как Печский патриархат в Сербии был ликвидирован османскими правителями. Временами, эту автокефалию признавали и другие Поместные Церкви, но она была скорее вынужденной и местные жители никогда особенно не стремились к церковному самоуправлению, чувствую своё духовное родство с Сербией.
После того, как в 1852 году Черногорское княжество стало светским государством и заметно увеличилось в размерах, Черногорская митрополия была административно разделена на три епархии, а её митрополиты перестали заниматься государственными делами, сосредоточившись на жизни Церкви.
В результате Первой Мировой войны Черногория вошла в состав Югославии, а Черногорская митрополия – вернулась в тело материнской Сербской Православной Церкви, в которой в 1920 году был восстановлен патриархат.
После этого Сербская Православная Церковь с черногорскими епархиями в своём составе спокойно просуществовала более 70 лет. Как и всегда, новый раскол в ней был связан с политическими событиями и модной для XX-XXI столетий тенденцией основывать собственную Церковь в любом только что образованном государстве.
Раскол в Черногории
В начале 90-х годов распался Советский Союз, после чего западные лидеры решили также разрушить и Югославию, поощряя сепаратизм отдельных её регионов.
На референдуме 1992 года жители Черногории проголосовали за то, чтобы республика осталась в составе Югославии. Тогда лидер Сепаратистов Мило Джуканович, ранее бывший сораником Слободана Милошевича, а позже возглавивший его противников, решил оторвать Черногорию от Сербии в духовной плоскости.
На Черногорском «народном соборе», проходившем 31 октября 1993 года, была провозглашена “Черногорская Православная Церковь”, главой которой в сане “митрополита Черногорского” был избран «архимандрит» Антоний (Абрамович), «хиротонию» которого осуществили раскольники из альтернативного «Болгаского патиархата» (не путать с канонической Болгарской Православной Церковью).
До занятия «митрополичьей кафедры» Антоний (Абрамович) успел побывать клириком в Сербской Православной Церкви, РПЦЗ, а также в Православной Церкви Америки и был извержен из сана за раскольническую деятельность.
В 1996 году «митрополит» Антоний умер и на его место был избран другой «архимандрит» Михаил (Дедеич), бывший клирик Константинопольского Патриархата, также в своё время изгнанный из канонической Церкви. В 1998 году его вновь рукоположили «во епископы» раскольники «Болгарского патриархата» во главе с раскольническим “патриархом Болгарским” Пименом
С течением времени Мило Джукановичу всё же удалось оторвать Черногорию от Сербии, создав отдельное государство, которое «мировое сообщество» поспешило признать. Так как в своей власти он частично опирается на раскольников из ЧПЦ, то оказывает им всяческую поддержку.
В 2000 году «Черногорская православная церковь» получила в Черногории государственную регистрацию. Согласно своему уставу, автокефальная Черногорская митрополия совершает богослужения на церковно-славянском языке и состоит из пяти епархий.
Помимо 5 «епископов», клир Черногорской церкви на сегодняшний день составляют также целых 20 «священников». Черногорская церковь в настоящее время не признана ни одной из пятнадцати Поместных Православных Церквей.
Практически сразу после регистрации религиозной организации, черногорские раскольники решили последовать примеру украинских «коллег» и попытались заняться «церковным рейдерством». В пасхальные дни 2007 года раскольники попытались захватить сердце черногорского православия – Цетиньский монастырь. Накал страстей среди массы верующих, пожелавших отстоять святыню, был таков, что пришлось привлекать спецназ, чтобы выдворить раскольников из обители и избежать кровопролития.
Но пять или шесть менее значимых для жителей Черногории храмов раскольникам всё-таки удалось захватить. Не исключено, что после принятия нового закона им отойдут и другие объекты церковной недвижимости, которые будут изымать у Черногорско-Приморской митрополии.
В отсутствие признания со стороны Поместных Православных Церквей, раскольники «Черногорской православной церкви» и «Украинской православной церкви Киевского патриархата» поспешили признать друг друга и какое-то время даже находились в «евхаристическом общении». Также, в «общении» с «Черногорской церковью» долгое время находились и раскольники из «Болгарского альтернативного Синода», помогавшие им «восстановить иерархию».
Каноническая Церковь в Черногории
В Черногории действует несколько канонических епархий Сербской Православной Церкви, две из которых полностью находятся на территории страны: Черногорско-Приморская митрополия и Будимлянско-Никшичская епархия СПЦ. Они всячески преследуются властями страны. Одним из элементов этих государственных гонений стал вышеуказанный закон, по которому часть собственности канонических епархий СПЦ может быть насильственно отторгнута в пользу раскольнической структуры.
Большинство православных черногорцев не поддерживало идею автокефалии от Сербской Церкви и «проголосовало ногами» от раскольников в Черногорскую и Приморскую митрополию СПЦ, которая на сегодняшний день насчитывает около 600 храмов и 60 монастырей.
Митрополит канонической Черногорской и Приморской митрополии Амфилохий (Радович) придерживается мнения, что Церковь, в отличие от государств, живёт поверх границ: «Вселенское православие объединяет, а не разъединяет Церковь».
По оценкам владыки Амфилохия, раскольников не поддерживает даже 1% населения страны и если бы не прямая поддержка Джукановича и его западных покровителей, раскол бы давно изжил себя.
Вероятность уврачевания Черногорского раскола можно оценить как наиболее высокую, среди рассмотренных нами расколов в Македонии, Черногории и на Украине. Президент Джуканович не вечен и, когда в будущем в стране случится смена политической власти, раскольники потеряют поддержку властей. А учитывая нелюбовь к ним рядовых жителей страны, долго сохранять свою организацию раскольники просто не смогут.