• Когда Господь сотворил мир и человека, Он не самоустранился от своего творения! По своей благости Всевышний непрерывно промышляет о мире, стараясь привести к богообщению каждую живую душу. В древности, когда народ израильский особенно отпадал от Бога, Творец посылал к нему своих пророков. В новозаветной Церкви оскудение духовности тоже случалось. И тогда Господь являл миру удивительных святых. Об одном из таких подвижников мы вспомним сегодня.

    От светскости к нетварному свету

    Будущий святитель родился в благочестивой семье в начале XIX столетия. С детства он прекрасно рисовал и музицировал. Ему хорошо давались иностранные языки. Будучи отпрыском древнего дворянского рода, мальчик мог рассчитывать на успешную карьеру. По воле отца он поступил в Главное инженерное училище, где учился блестяще. Юноша знал многих поэтов и писателей своего времени и пользовался благоволением императора, но тяготился жизнью света.

    С детства Дмитрий любил подолгу молиться и посещать богослужения, а в юности в его душе созрело намерение принять монашество. Родители не понимали этого стремления и пытались «образумить» сына. Сам император Николай I, который также благоволил Дмитрию Брянчанинову, предлагал ему службу в любом гвардейском полку на выбор. Но Дмитрий упросил благодетеля принять его решение и заявил, что будет всю жизнь молить о нём Бога. Растроганный император вынужден был уступить, и принял отставку молодого офицера. 

    В 1827 году Дмитрий стал послушником в Александро-Свирской обители. Через три года он принял постриг с именем «Игнатий» и в этом же году был рукоположен во священника. Несмотря на слабое здоровье, молодой иеромонах славился своими аскетическими подвигами и любовью к богослужению и вскоре стал настоятелем Григориева Пельшемского Лопотова монастыря, который восстановил из руин и наполнил иноками.

    Воскрешение духовной жизни в России

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

    Наместнические труды, приведшие к восстановлению нескольких монастырей, не остались не замечены императором. Вскоре игумен Игнатий стал архимандритом, а затем и епископом Кавказским и Черноморским. В архиерейском сане он начал восстанавливать духовную жизнь Ставропольской епархии, а с нею и всей страны. Святитель совершал много богослужений и подолгу молился келейно, к чему призывал и своих священников. От подчинённых он требовал благоговейно относиться к храму и постоянно проповедовать верующим Слово Божие.

    Во времена святителя благочестие во многом приняло формальный вид и исчислялось количеством прочитанных молитв и посещённых церквей. Люди крайне мало читали Священное Писание и труды древних православных святых, вместо этого изучая католических и протестантских авторов Запада. Святитель Игнатий сумел вновь пробудить в русских людях интерес к творениям Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и других великих православных богословов, рассказывая о них в своих проповедях и письмах.

    Кроме того, духовные сокровища Церкви владыка Игнатий представил читателям в богатом корпусе собственных литературных трудов. В них он говорил и о покаянии, и о молитве, и об участии в Таинствах Церкви. Особое внимание святой архипастырь уделял Таинству Евхаристии. В Синодальную эпоху люди охладели к Причащению, приступая к величайшей святыне один-два раза в год. Святитель указывал на ненормальность этой практики и призывал всех православных христиан причащаться как можно чаще. Хотя бы два-три раза в месяц.

    Наставления святителя Игнатия

    Наставления святого архипастыря прекрасны тем, что написаны простым и понятным для нас языком. Они могут быть весьма полезны не только инокам, но и мирянам. Вот, например, как святитель Игнатий писал о важности регулярного молитвенного правила: «Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом».

    К наставлениям о регулярной молитве святитель присовокуплял совет о важности ежедневного чтения творений святых отцов и Священного Писания: «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию».

    Но ни чтение, ни молитва не принесут человеку пользы без концентрации. Святитель Игнатий на первое место среди добродетелей мирян ставил умение внимать священным текстам и внутреннему состоянию: «Душа всех упражнений о Господе – «внимание». Без «внимания» все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять «внимание к себе» не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами». 

    Вклад святителя в историю Русской Церкви неоценим. Благодаря его трудам многие поколения монашествующих и мирян имеют возможность лучше понять творения святых отцов древности в переложении и толковании святителя Игнатия. 

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) был слаб здоровьем, но зато силён духом. Он постоянно искал Господа и желал предстоять перед Ним. Это каждодневное пожизненное устремление к Богу помогло стяжать Духа Святого не только самому святому архипастырю, но и тем, кто следовал его духовным наставлениям.

    Помолитесь святителю Игнатию о себе и своих близких, чтобы и Вам на протяжении всей жизни иметь такую же жажду Бога и любовь к Нему!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *