• Источник: Проза.ру

    Часть 1

    Наш первый приют в Крыму – женский Топловский монастырь. Расселяемся в чистенькой монастырской гостинице и идем в храм Божией Матери «Всех скорбящих радосте», где началось вечернее богослужение, поблагодарить Бога и конечно хозяина Крыма — святителя Луку за благополучный продолжительный переезд — ведь наше путешествие насчитывает более двух тысяч километров.

    Топловский монастырь

    Топловский монастырь —это древняя обитель, которая основана, по преданию, на месте мученичества Преподобной Параскевы Пятницы, святой первых веков христианства. Дочь христиан, после смерти родителей дав обет девства, раздала все имущество и начала проповедовать о Христе перед язычниками. Во время своих путешествий она пришла в Крым. Местные жители свято веровали, что именно здесь, в крымских горах, в урочище Топлу, святая Параскева претерпела свои последние страдания — ей отсекли голову. Там, где пролилась кровь мученицы, открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за 19 веков. Считается, что вода из этого источника излечивает женские болезни, бесплодие, болезни нервной системы и глаз. Источник находится на территории монастыря. Рядом с ним крытая купель Святой Параскевы, выстроенная в виде шатра, в которую попадают воды из всех трех источников — источника Святой Параскевы, источника Георгия Победоносца и источника Трех Святителей.

    В годы безбожия Топловскую обитель постигла участь многих монастырей: она была закрыта, многое разрушено. Самая трагическая судьба выпала на долю главного собора обители в честь Живоначальной Троицы — его взрывали несколько раз. Сейчас собор трудно, но активно восстанавливается, и паломнические копеечки ох как нужны для этого.
    Вся территория монастыря ухожена и благоухает цветами в розариях, цветущей дикой жимолостью-каприфолью. Вечернее правило совершаем соборно на улице в парковой зоне охраняемой территории монастыря. Очень оживленно в ветвях деревьев пересвистываются птицы, рядом со вниманием смиренно устроился кот.

    Начало Петрова поста. Как умиленно служится Литургия! Пение монашеского клироса сродни ангельскому.
    После скромного завтрака в монастырской трапезной отправляемся за «благодатью» — ну как это паломники и без посещения святых источников! А они в обители уникальные! Об источнике св. мч. Параскевы я уже упомянула.

    Источник Георгия Победоносца расположен в 1,5 км от территории монастыря. По преданию, на этом месте трижды было явление всадника на коне, в котором монахини узнали св. Георгия Победоносца. Пешком 20-30 мин некрутого подъема в гору по лесной тропе. Возле источника две купели — отдельно мужская и женская. Купели открытые, выложены кирпичем. Считается, что воды этого источника излечивают болезни опорно- двигательного аппарата, суставов, нервной системы. Рядом с источником на возвышении висят в ряд три колокола на фоне иконы великомученика Георгия. Все желающие имеют благословение ударить в колокола по одному разу, ну и, конечно, присовокупить молитву. Здесь у каждого свое.

    До источника Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – надо идти еще 3.5 километра. Он расположен в горах. Считается, что омовение в этом источнике излечивает болезни нервной системы. Решаемся продолжить паломничество и к этой святыне. Дорога очень живописна. Любуемся щедрой природой полуострова, красотой ландшафта и не забываем молитву. Возле источника Трех Святителей тоже есть купель, но она создана самой природой и представляет собой небольшое озерцо, в которое стекает вода из источника.

    Почти вся паломническая группа исповедалась и укрепилась причастием Святых Христовых Таин за Божественной Литургией следующего дня. Прощаемся с гостеприимной обителью. Нам предстоит переезд в Симферополь.

    А в Симферополе долгожданная встреча со святителем Лукой. Смиренно преклоняю колени и сердце перед беспримерным подвигом его жизни и веры, служения Богу и людям. Везу записочки с просьбами помолиться на Литургии и молебне от тех, кто не смог поехать с нами. А просьбы не иссякают. Как много было их и у меня. И услышал святитель, и не оставил без помощи. Идем в музей святителя Луки, где представлено множество экспонатов, так хорошо знакомых по чтению его книг, и его жития. Но убедительнее всего звучат живые слова экскурсовода, живо и не леностно рассказывающие о подвиге Пастыря, врача и человека.
    Святитель Лука, молись за всех нас, просящих твоей помощи. Твои молитвы точно слышит Бог!

    Южане встают рано, и мы не нарушим этого правила. Слышатся приглушенные утренние приветствия, и народ группами отправляется к морю, чтобы до завтрака успеть искупаться или просто подышать морским воздухом, насладиться созерцанием меняющихся красок морской глади. Кажется, что наблюдать эту картину можно без устали.

    После завтрака отправляемся в Бахчисарай. Дорога изумляет красотой открывающихся видов за окнами автобуса. И после очередной серии охов и вздохов, то и дело звучащих со всех сторон, батюшка делает остановку. Мы все высыпаем на поле, усеянное цветущими маками. Хочется увезти всю эту красоту с собой, и поэтому фотографируем, фотографируем…

    Неохотно возвращаемся в автобус и теряем молитву, все еще находясь под впечатлением яркой природы. Это не замедлило сказаться на нашем маршруте, с которого мы сбились. Но ненадолго.

    Крым богат уникальными достопримечательностями. Их история хранит события далеко не одного века. Это архитектурно-исторические памятники – пещерные монастыри и даже пещерные города. В один из таких монастырей и лежит наш путь. Свято-Успенский мужской монастырь, который иногда именуется, как Крымская Лавра.

    Свято-Успенский монастырь

    Располагается он всего в двух километрах от окраины Бахчисарая, в самом центре ущелья Марьям-Дере. С обеих сторон ущелье окружено величественными скалами высотой до ста сорока метров. Название его переводится как «ущелье Девы Марии».

    Согласно преданию, именно на этих скалах явилась людям чудотворная икона Божией Матери Одигитрия (Путеводительница). Ее нашел пастух и поспешил рассказать о Ней своему господину, местному князю. Икону с великими почестями перенесли в княжеский дом, но утром она вновь оказалась на прежнем месте. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что в скале следует устроить храм и поместить в нем драгоценный образ. Явление иконы произошло 15 августа по старому стилю, в день Успения Божией Матери, поэтому и монастырь назвали Успенским. Его почитали даже крымские ханы, отправляясь в походы. Они обращались к покровительству Богородицы, приносили подношения и свечи. Монастырь стал резиденцией митрополита, центром духовной жизни христиан в трудные времена турецкого владычества.

    К нам подходит монах Авраам, у него послушание — проводить экскурсии. Подробно и исчерпывающе рассказывает об обители, о ее современной жизни. Она в монастыре многотрудная. Основополагающими вещами для насельников являются молитва и труд, и снова труд и молитва. Прикасаясь к жизни монастырей понимаешь, что они оплот православной веры. Это те столпы, которые держат над землей небушко. Они молятся в то время, когда остальной мир путешествует, идет на работу, возделывает дачу, купается в море, сдает экзамены, да много всего происходит в жизни людей. Монахи молятся тогда, когда мы спим, черпая силы для следующего дня. Откуда эта избранность в людях, почему этот труд им по плечу? Несомненно, только от Бога!

    Минуя другие достопримечательности Бахчисарая, отправляемся на Русский Афон, так именуется Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

    Постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху – на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты. Над ней развеваются два флага — Российский и Андреевский.

    Свято-Климентовский монастырь

    Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Алтари храмов украшены резьбой по камню и мрамору. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет!

    Рядом с монастырем находился святой источник по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. В 1970-х в связи с проводившимися строительными работами источник пересох, а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы. Образовалось своеобразное озеро. Вода в нем имеет неповторимый цвет, отражая в себе голубизну Крымского неба. А погружающиеся в него получают исцеления, запас бодрости телесной и духовной.

    Во время Великой Отечественной войны в пещерах уже не действующего монастыря, размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. На территории монастыря расположена братская могила воинов этой дивизии, воевавших до последнего солдата, до последнего патрона. Над братской могилой установлен памятник .
    Молись душа о героях, о тех, кто жизни своей не пожалел. Вечная им и благодарная память!

    Кажется, мы уже переполнены впечатлениями от посещения святынь в этот день. Но у нас запланировано еще одно, не побывать в котором просто невозможно. Это церковь Воскресения Христова на Красной скале в Форосе. Это самый южный поселок в Крыму. Церковь стоит на обрыве высокой скалы. Поводом к строительству этой церкви послужило спасение царской семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковом у станции Борки 17 октября 1888 г. Поезд в котором ехал Александр III и его императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.
    В 30-е годы XX века церковь была разграблена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов.
    После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н.С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен, и начались богослужения.

    Автобус карабкается еще выше к Байдарским воротам. От открывшейся красоты просто захватывает дух! Храм со смотровой площадки кажется почти игрушечным.
    Скала с обрывом, лес, внизу море с катерами — все восхищает взор и паломника и туриста, все для осознания красоты и величия Божьего мира.

    Так завершился наш еще один паломнический день. Слава Богу за все!
    Продолжение следует.