• Выпуск № 43. Сегодня мы поговорим об очень интересном мифе о том, что священники являются начальниками для своих прихожан. Так ли это на самом деле?

    – Само слово «начальник» — мирское. Мы представляем какую-то мирскую организацию, где есть начальник и подчиненный, где есть строгие указания, и подчиненные должны отчитываться. В храме все иначе, потому что храм — это не организация, которая что-то производит или реализует бизнес. Храм — это место, где встречаются живые души. Священник призван быть как отец над чадами.

    Конечно, в храме есть определенная административная стурктура, должен быть настоятель, тот, кто является главным, распределяет служения подчиненных ему священников. Но здесь все-таки совсем другие отношения, здесь все подчинено богослужению. Это не отношения начальника и подчиненного.

    Вспомним слова из Евангелия, когда Господь говорил ученикам своим о том, что князья народов господствуют над ними и почитающиеся великими властвуют ими, «но между вами да не будет так, но кто хочет среди вас быть бОльшим, да будет всем слугой».

    Вспомним лучших представителей священного сана, то есть святых людей — таковым был, допустим, Иоанн Кронштадтский… Он был просто на разрыв, потому что нес не административную власть, а жертвенные богослужения, и через него наглядно действовала Божья благодать: исцелялись больные, выходили бесы из одержимых. Все ждали, чтобы святой Иоанн Кронштадтский пришел в дом, совершил молебен вместе с ними. Это пример подлинного священства как служения.

    Но священник ведь при этом и как предводитель, потому что если не будет руководства в храме, то люди начнут разбредаться в разные стороны. Действительно, должен быть кто-то один, кто будет нести ответственность и упорядочивать жизнь на приходе. В этом смысле присутствует, повторюсь, административная структура, в которой настоятель храма выполняет функции руководителия. Однако, конечная цель — служение Богу и спасение человеческих душ.

    – Есть такие прихожане, которые приходят на исповедь и причастие только к одному священнику, и не пойдут к другому.

    – Не важно, какому священнику ты исповедуешься. Но, видимо, нам так проще. Хотя в каком-то смысле мы не каждому можем открыться душой. Для каждого человека, видимо, свой священник, с одним могут сложиться отношения, с другим — нет. Чисто по-человечески мы начинаем кого-то выделять.

    Но когда я жил 8 месяцев на Святой Земле, то уже в отрыве от встреч с духовником я начал видеть, что главное — не кто тебя исповедует, а с каким раскаянием ты приступаешь к исповеди. То есть, на таинстве исповеди главное — искренность твоего покаяния, чтобы ты ничего не скрывал и открывался как пред самим Богом, мы исповедуемся перед Христом, а священник только свидетель. И не важно, кто это будет, исповедь совершится. Так что нет смысла приходить к одному священнику, важно, чтобы наша совесть была живой во время таинства и на богослужении.

    – Спасибо, отец Валерий, за разъяснения. Дорогие друзья, мы ждем от вас новых вопросов, мифов, суеверий, которые отец Валерий постарается развеять.

    – Спаси вас, Боже. До скорой встречи!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *