• Выпуск № 19. Сегодня мы проанализируем устоявшееся выражение, миф о том, что одна из задач церкви — это участие в политической борьбе.

    – Церковь аполитична. Я священник, зачем мне участвовать в какой-то политической борьбе, вникать в задачи партий, их требования или обещания народу, углубляться в методы, с помощью которых они воздействуют на людей?.. Все это будет отвлекать от духовной жизни. Суть церкви совершенно в другом — в том, чтобы помогать людям обретать внутреннюю свободу, свободу от грехов, и приходить к Богу.

    Невольно церковь оказывается включена в политическую жизнь. Но не сама церковь пытается участвовать в политической жизни, а те, кто находится в политике. Они начинают рассматривать церковь как один из инструментов политического влияния. Жизнь наша очень сложна, люди находятся в разных взаимоотношениях, и, конечно, правителям важно, чтобы граждане государства были послушны, управляемы. Но, с другой стороны, ведь это в любом государстве так. Хочешь ты или нет, ты включен в систему государственной иерархии. Государство всегда предъявляет какие-то требования, всегда есть налоги, правила, которые нужно исполнять. Без этого невозможно, потому что мы живем не на необитаемом острове. Миновать государственный строй невозможно.

    Говорят, что церковь используют для управления массами. Церковь призывает людей быть честными, не обманывать, не воровать. Такой человек везде окажется уважаемым, в том числе и в государственных структурах. Его будут ценить. То есть, церковь готовит людей, которые смогут реализоваться при любом политическом строе, потому что, на мой взгляд, если человек низменный, он будет сам себя разрушать и закончит плачевно.

    Конечно, мне будут возражать — столько злодеев и преступников выходят на «верха», становятся правителями. Допустим, Гитлер. Надо понимать, что церковь не может переделать каждого человека. Если сам Гитлер, к примеру, всячески отстранял себя от христианства и больше ориентировался на языческие идеалы, то так он и прокладывал свой путь. Злодей прокладывает с помощью злодейства, а для добродетельного человека добродетель будет огромным подспорьем в жизни. Но специально в политическую борьбу мы не вмешиваемся.

    – А как же князь Владимир? Ведь он крестил Русь огнем и мечом?

    – Так говорят, что огнем и мечом. На самом деле, если брать Киев, то князь Владимир прекрасно понимал, что все соседние государства отошли от примитивного язычества. То язычество, которое существовало, уже ничего не давало народу — ни на культурном уровне, ни в плане образования, ни дисциплины. Народ для развития должен иметь дисциплину, высокое искусство, образование, наука должна развиваться. Язычество этому никак не способствовало, а христианская вера давала огромный потенциал.

    Соседние государства определялись с религией — кто-то принимал иудаизм, как Хазария; кто-то ислам, как Волжская Булгария; кто-то — католицизм. Князь Владимир даже в политическом плане понимал, что это неизбежно и необходимо. Но для него самого христианство стало преображающей силой, потому что он, прежде всего, поменял свою жизнь благодаря христианской вере. А народ шел креститься добровольно.

    С Новгородом была определенная проблема, он часто демонстрировал свою независимость. На протяжении веков с ним постоянно возникали какие-то столкновения. И эти столкновения были больше политические, чтобы Новгород не отдалялся от общей Руси.

    Но с помощью огня и меча ко Христу никого не приведешь, потому что само Евангелие исключает это. Здесь возможно только добровольное обращение, иначе человек внешне примет крещение, но будет оставаться язычником. Зачем церкви такие чада?

    – Спасибо, батюшка, за разъяснения. А мы ждем в очередной раз ваших интересных вопросов.

    – Спаси всех, Господь! До скорой встречи.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *