“Вера и суеверия”: догматы — это то, что противоречит разуму
Выпуск № 36. Сегодня мы рассмотрим такой вопрос: догматы — это то, что противоречит разуму. Что вы скажете на это?
– Скажу, что этот вопрос достаточно сложный. Видимо, люди, когда говорят об этом, то подразумевают, что если догматы противоречат разуму, значит, они не имеют к истине никакого отношения. На самом деле догматы не противоречат разуму, просто они выше нашего обычного человеческого понимания.
Действительно, есть ряд таких догматов о Пресвятой Троице, о самом Боге — что Он един по существу, но троичен в лицах – Он Отец, Сын и Святой Дух.
– А нужно ли все так усложнять?
– В том-то вся и суть — это не человеческое учение, а открытое Священное Писание, истина, которая выше человеческого понимания. Она говорит о том, что в Боге есть нечто такое, что нашему уму непонятно и неподвластно. Но это не противоречие.
Я поясню. Даже в земной науке есть разные сферы научного понимания. К примеру, есть Евклидова геометрия, где две параллельные прямые никогда не пересекаются, как аксиома. А есть геометрия Лобачевского, которая утверждает, что две параллельные прямые могут пересекаться. Это тоже кажется противоречащим разуму, но на самом деле просто это иные плоскости научного знания, и законы низшей геометрии не подходят для того, что является более высоким.
Так законы нашего человеческого мышления не подходят для мира Божественного, потому что они недостаточны. Мы своим человеческим умом не можем усвоить всю истину. Познать Бога невозможно путем простого рассудочного восприятия. Нужно самому стать выше нашего земного мира для того, чтобы понять мир Божественный. Сам человек не может так возвыситься, это подается только людям с очищенным сердцем, тем, кто приобщился к Господу.
– А так ли обязательно знать все эти догматы? Мы знаем, что многие бабушки ходят в храм, искренне верят в Господа, но не все они разбираются в тонкостях Божественного мира.
– Бабушки, как ни странно, основные догматические истины усвоили хорошо. О том, что Бог есть Троица — Отец, Сын и Святой Дух, при этом он один Бог. Что Господь Иисус Христос — это Сын Божий, ставший человеком, что Он воскрес из мертвых, искупил на кресте наши грехи, что людям обетовано воскресенье. Основные истины, которые отражены в Символе Веры, исповедуются всеми верующими.
Но углубляться в тайны богословия для человека может быть даже опасно: если ты еще не очистился от своих греховных страстей, если у тебя ум достаточно грубый, если ты раньше разбирался только в разных вещественных вопросах, то как ты сможешь этим умом постичь Божественные тайны? И лучше тогда туда не погружаться, а воспринять на веру основные истины христианства, но не посвящать свою жизнь специально философскому исследованию, иначе можно впасть в еретичество.
Наша задача — спасать свои души, а когда человек попадает в рай, то там уже ясно и непосредственно видит реалии духовного мира, и не нужно ломать голову над этими догматами.
– Спасибо, батюшка. Друзья, мы по-прежнему ждем от вас вопросов.
– Храни вас, Господь. До скорой встречи!