• “Вера и суеверия”: cвященник — это посредник между человеком и Богом?

    Выпуск №39. Сегодня мы рассмотрим очень интересный миф, который говорит нам о том, что священник — это посредник между человеком и Богом. Так ли это?

    – Обычно когда люди так говорят, то они воспринимают священника как какую-то таможенную службу, погранзаставу: ты дошел до определенного предела, а дальше так просто не пройдешь — священник воспринимается как какая-то стена между человеком и Богом.

    Но на самом деле мы такой фразы не употребляем: священник — не посредник, а предстоятель. Когда священнослужитель совершает службу, он предстоит пред Богом за людей, и он вместе с людьми возносит молитвы. Он в каком-то смысле возглавляет богослужебные собрания.

    Если в данном случае говорить о посредничестве, то только в самом хорошем смысле, потому что посредник — это тот, кто имеет отношение к двум сторонам, которые нужно соединить. И священнику действительно дана в таинстве хиротонии (рукоположения) благодать Божия — для того, чтобы приобщать к ней людей.

    По большому счету, священник — это помощник. Как в древности был детоводитель — тот, кто сопровождал ребенка в школу, помогал ему готовить уроки. И такими детоводителями были слуги в домах богатых людей. Они во всем помогали ребенку и в каком-то смысле становились учителями, хотя на самом деле были слугами. Священнослужитель — это именно служитель, слуга, который, как детоводитель, помогает христианской душе восходить к Богу.

    Может ли человек напрямую обратиться к Богу без священника?

    – Так мы всегда напрямую и обращаемся. Когда возникла какая-то нужда, мы сразу обращаемся к Богу. А священник помогает. Если мы хотим, чтобы наша молитва «звучала» посильнее, то мы просим помолиться вместе с нами и других — своих ближних, и тем более тех, кто получил от Бога благодать.

    Это как апостолы Христовы — Спаситель посылал их учить людей, он дал им определенную благодатную силу, власть, чтобы исцелять недуги, изгонять бесов. И апостолы тоже становились такими помощниками, «детоводителями» людей ко Христу. В любой момент ты можешь обратиться к Богу, но лучше, если помимо этого ты не забываешь про священника, который тебе поможет — и духовно, и молитвой, которая станет дополнительным ходатайством о тебе.

    Ну а уж таинств совершить без священства невозможно, потому что Господь именно апостолам дал такую власть. После воскресения Спаситель, явившись к ученикам, сказал: «Примите духа Святого. Кому отпустите грехи — тому отпустятся, на ком оставите — на том останутся». Эта благодать по преемству от апостолов передается священнослужителям. Мирянин может молиться Богу когда угодно, но он не может сам себе или ближнему своему отпустить грехи, он не может сам совершить литургию, может только какие-то молитвы из литургии читать. Таинств, кроме крещения, он сам совершать не может.

    А покаяться перед распятием человек может?

    – Так и должен. Вся наша жизнь должна представлять собой постоянное очищение себя. Когда мы приходим, видим распятого Господа — он за грехи наши пострадал — то, конечно же, мы должны покаянно обратиться к Господу. Да и каждый день было бы неплохо вспоминать какие-то свои оплошности, грехи, которые ты допустил за день, чтобы совесть подсказывала, и вечером в этом пред Богом покаяться.

    Иногда, действительно, Господь отпустит грех христианину, если он усиленно молится, как и в Ветхом Завете Господь пророку Давиду за его покаяние отпустил ему грех. Но в целом наше покаяние часто бывает достаточно слабым, и существует особое таинство, во время которого мы более внимательно испытываем свою совесть. Для того, чтобы раскрыть свои грехи, нужна определенная внутренняя сила. На таинстве исповеди отпускаются грехи, снимаются, как камни, которые мешали нам жить.

    – Наверное, священнику еще важно разьяснить человеку какие-то его поступки, дать совет?

    – Да. Это уже духовничество. Вообще служение священника представляет собой три составляющие: богослужение, совершение служб, в том числе таинств; проповедь, когда священник старается учить народ доносить благовестие до каждого, кто готов его воспринять, в том числе и через средства массовой информации; и третье — это душепопечение — непосредственная работа с людьми как духовника с теми, кто испытывает те или иные духовные трудности.

    Спасибо, отец Валерий, за разъяснения. Дорогие друзья, а мы ждем от вас новых вопросов.

    – Мы всегда рады общаться с вами. Храни вас, Господь. До скорой встречи!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *