Нередко нам случается попасть в те или иные печальные обстоятельства – тяжёлую болезнь, увольнение с работы, несправедливые обвинения. Но вправе ли мы просить избавления у Бога, если сами часто проходим мимо беды ближнего? Об этом – в 40-м псалме Давида.
Как праведно принимать испытания?
Каждый человек в своей жизни сталкивается с разными неприятными, а иногда даже опасными или трагичными ситуациями. И в эти переломные моменты нашей жизни мы делаем выбор. Кто-то «ломается» под гнётом обстоятельств. Начинает роптать на Бога или даже хулит Его. Срывает злость на ближних и замыкается от мира в себе. Кто-то находит в себе силы преодолеть любые трудности. Примеров тому множество. Тот же лётчик-истребитель Алексей Маресьев, вновь севший за штурвал самолёта без ног. Тогда он сбил 7 вражеских самолетов.
Попускаемые нам Господом испытания часто инициированы нашими собственными ошибками и грехами, как это было с Давидом Псалмопевцем. Он был вторым царём еврейского народа. Мудрым, благочестивым и справедливым. Но даже Давид однажды совершил несколько тяжких грехов – прелюбодеяние, убийство верного слуги, а затем обман всего народа. Нарушив духовные законы, Псалмопевец навлёк беду на собственный дом. Его сын Авессалом восстал на него в попытке убить и захватить отцовский престол.
40-й псалом был написан пророком Давидом именно в период гражданской войны с собственным сыном. В начале войны с Авессаломом незавидное положение Давида усугубилось ещё и болезнью, так что все скрытые враги уже во всеуслышание стали спрашивать, когда царь наконец умрёт: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя eго? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце eго, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути?» (Пс. 40:5-8).
Господь Всеблаг и полон любовью. По своей сути Он просто не может желать человеку зла и никогда не посылает нам испытаний сверх меры, которую мы способны понести. Поэтому любая реакция на трудности, негативная или позитивная, это всегда наш личный волевой выбор. И счастлив тот, кто находит в себе силы не роптать на Бога, а выбрать именно путь личностного роста. Путь исправления собственных ошибок и надежды на Бога. Особенно, учитывая то, что наши испытания обычно значительно мельче тех, которые приходилось переживать библейским праведникам.
Угождать Богу, а не людям
Итак, царь Давид был поражён в самое сердце конфликтом с собственным сыном. Душевные переживания дополнились тяжёлой болезнью тела. Пророк находился в опасности физического уничтожения со стороны мятежников. Но на этом его злоключения ещё не кончились. В самую тяжкую минуту Давида предал и переметнулся к Авессалому один из его ближайших соратников Ахитофел. С болью он говорит об этом: «Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание» (Пс. 40:9).
Чему эта история может научить нас? Надеяться на Бога более чем на кого бы то ни было. Любой человек слаб. Он нередко становится рабом страстей, как на краткий миг стал таковым и сам царь Давид. Поэтому любые наши надежды на людей, даже самых близких, могут оказаться тщетны. Не нужно стремиться угождать людям из мотива «я помогу тебе, а потом ты поможешь мне». Ответной помощи можно и не дождаться. Особенно в те моменты, когда наше положение вдруг становится шатким, а наши враги вдруг получают новые должности и ресурсы.
А вот Бог не предаст нас никогда. Никогда не откажет в помощи верному Ему праведнику. Никогда не будет занят «своими делами», когда мы в беде. Он требует от нас только одного – верности себе. И на эту верность отвечает своей верностью. Но самое главное, что Всевышний никого не боится и обладает безграничным могуществом. А значит, способен помочь нам в любых обстоятельствах, которые только можно себе вообразить. Бог обладает двумя критически важными качествами – Он любит нас и абсолютно надёжен.
Пророк Давид проявляет мудрость именно в таком всецелом уповании на Бога: «Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя и воздам им. В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне» (Пс. 40:10-11). И Господь ответил на твёрдость веры праведного Псалмопевца избавлением ото всех опасностей. Мы знаем это и из его дальнейшей жизни и из окончания 40-го псалма. «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди» (Пс.40:13), – говорит торжествующий праведник.
Сострадайте ближнему!
История предательства Ахитофела и тяжкого положения, в котором оказался второй царь евреев, учит нас ещё и тому, что не нужно проходить равнодушным мимо беды ближнего. Бог предоставляет нам много шансов оказать помощь нуждающимся в ней людям. Не всегда это прямая милостыня деньгами или вещами. Иногда мы имеем возможность поспособствовать человеку в нахождении работы, чтобы он сам мог честно зарабатывать на жизнь, иногда утешить его добрым словом и попросить о нём Бога в молитвах.
Таким образом, мы помогаем не только ближнему, но и собственной душе, которая через эти действия познаёт законы любви. Парадоксально, что если мы помогаем человеку не расчётливо, надеясь на будущую помощь с его стороны, а «просто так», он гораздо охотнее приходит к нам на помощь в трудные моменты нашей жизни. Как и Господь, который говорил нам в Евангелии: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:36).
Царь и пророк Давид в самом начале 40-го псалма также напоминает нам о важности умения сострадать ближним и делом помогать им, увещевая, что никто поступающий таким благочестивым образом не останется без награды у Бога и помощи от Него: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь. Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго. Господь да поможет eму на одре болезни eго: все ложе eго обратил еси в болезни eго» (Пс. 40:1-3).
В конце псалма Давид также коснулся важной для нас темы беззлобия. «Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век», – говорит пророк Господу. Часто нам хочется ответить на зло злом и на агрессию агрессией. Но это разрушает, прежде всего, нашу собственную душу. Кротость и доброе отношение в ответ на проявление человеческой слабости не только призывает на нашу защиту самого Бога, но зачастую обращает к нам и сердце обидевшего нас человека. Так что он даже может стать нашим другом. Так торжествует любовь.